Литвинова Марина
Конспект НОД по опытному экспериментированию в подготовительной группе «Химические превращения»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о жидкостях, их свойствах и качествах. 2. Формирование умения делать выводы, открытия.
3. Упражнять в умении рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение
Публикация «Конспект НОД по опытному экспериментированию в подготовительной группе „Химические превращения“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы: Презентация, спец. одежда (фартуки и одноразовые шапочки, прозрачный сосуд, растительное масло, краситель (гуашь, шипучая таблетка, вода фонарик, тарелка, молоко, пипетки или кисточки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды, макет вулкана (можно сделать из пластилина, поднос, сода, лимонная кислота.
Предварительная работа: Беседа с детьми о жидкостях и их свойствах. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Организационный момент.
Приветствие: Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш веселый круг!
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Я очень люблю ставить различные эксперименты. Но вот незадача у меня закончились ингредиенты для опытов, остались продукты, и я хотела бы узнать какие эксперименты можно сделать из этих продуктов. А чтобы узнать названия продуктов, необходимо будет отгадать загадки. Помогите мне, пожалуйста!».
- Ну, что, поможете?
Дети отвечают:
В: - Ребята давайте отгадаем загадки и узнаем название продуктов.
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Ответы детей: (Вода).
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня.
Ответы детей:(Растительное масло).
Хоть жидкое - но не вода,
Не снег, а белое.
Ответы детей: (Молоко)
Как созреет –
Станет жёлтым.
Он по вкусу чемпион,
Очень-очень кислый он.
Ответы детей: (Лимон)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
В: - Молодцы ребята! Правильно отгадали.
Мы будем использовать в своих экспериментах : растительное масло, молоко, воду, краски и лимонную кислоту. Но для этого нам надо отправиться в лабораторию. Ребята пойдемте за мной.
В: Для того чтобы попасть в лабораторию нам нужно выполнить задания.
«Дети делаться на две или четыре команды для такого, чтобы собрать пазлы»
Молодцы ребята! Вы справились с заданием.
- Вот мы и пришли в нашу лабораторию.
- Вы знаете, что такое лаборатория?
Д: - отвечают
Лаборатория – это специальное помещение, где проводят различные опыты, анализы, научно – технические эксперименты, рассматривают различные предметы. В лаборатории всегда тихо и чисто.
- Ребята, вы знаете, кто работает в лабораторий?
Все опыты, эксперименты в лаборатории проводят учёные. А кто помогает учёным? (помощники, лаборанты) Как они помогают учёным? (приносят разное оборудование, делают записи) А руководит лабораторией директор, старший научный сотрудник. Нам нужен директор, старший научный сотрудник, исследователи, лаборанты и их помощники.
Портрет ученого «Кто работает в лабораторий»
- Вы знаете, что такое эксперимент?
Это опыт. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
- Ребята, так чем же сегодня вы предлагаете заняться?
- Согласна, ребята!
- А вы знаете, где проводят опыты?
- Правила в лаборатории.
В: Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Близко не подносить предметы к глазам.
- Без надобности ничего не пробовать на вкус.
- Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину
- Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде
- Класть на место все материалы по окончанию работы.
- Наш первый опыт называется «Лавовая лампа».
Для опыта мы возьмем : растительное масло, вода, красители, шипучая таблетка и прозрачный сосуд. Сосуд наполовину наполнен водой, добавим в воду растительное масло.
- Что происходит?
- Как вы думаете, почему масло не смешивается с водой?
Затем добавим краситель к воде и маслу.
Потом добавим шипучую таблетку.
Обратите внимание, цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Давайте понаблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки поднимаются и снова опускаются в нижний слой.
- Сделаем вывод: масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.
- Молодцы, ребята!
- Следующий наш эксперимент называется «Радуга на молоке».
Здесь мы можем проследить действие средства для мытья посуды. Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.
- Что такое молоко?
Правильно, молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.
Давайте сначала исследуем, как поведут себя молоко и краситель, если их соединить вместе. И так, перед вами стоят тарелочки с молоком. Давайте посмотрим, как вы будете работать в командах (Макар, Маша и Миша) будут брать только красный и синий цвета, а (Маруся, Матвей и Милана) будут брать только желтый и зеленый цвета. Берем кисточки, окунаем их в стаканчик с красителем и аккуратно над молоком стряхиваем капли краски с кисточки постукивая ей по ладони.
- Что происходит?
Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры.
Продолжаем опыт. Берем каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки.
- Что мы видим?
Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги.
- Почему так происходит?
- Давайте сделаем вывод: Мыло разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.
- Молодцы, ребята!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
- Ребята, вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории. Вы все большие молодцы, выполнили все эксперименты правильно, как вы думаете, мы вместе справились и узнали, что происходит с маслом, молоком и лимонной кислотой при соединении с некоторыми веществами?
- Что вам понравилось сегодня на занятие?
- Мож кому-то было тяжело делать опыты?
- Кто работает в лабораторий?
- Что делают в лабораторий?
-Ребята, обязательно расскажите своим мамам и папам про наши эксперименты, и предложите им попробовать сделать их дома, но не забывайте о технике безопасности.
Всем спасибо, до новых встеч.