Татьяна Макарова
Конспект НОД по окружающему миру «Добрый злой ветер»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по окружающему миру
в подготовительной к школе группе
«Добрый - злой воздух»
Курган 2018г.
Цель НОД: закреплять знания детей о свойствах воздуха.
Задачи:
1) Развивать представления о свойствах воздуха и о движении воздуха – ветре.
2) Развивать у детей навыки моделирования.
3) Развивать интерес к экспериментированию, умение делать вы-воды, находить причинно-следственные связи.
4) Формировать готовность детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Темочки:
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Материал: фрагмент мультфильма «Фиксики Воздушный шар», презента-ция «Загадки» или картинки с предметами и, карточки со схемами, презентация «Ветер», Маленькие человечки, воздушный шар, банка, газированная вода, виноград.
В. Ребята, посмотрите на меня, я рада приветствовать вас в нашем зале, посмотрите на наших гостей, и больше, пожалуйста, не отвлекайтесь. Вам интересно, чем мы с вами будем заниматься сегодня?
Дети предполагают варианты.
В. Приглашаю вас к экрану, и тогда вы все поймете.
Просмотр фрагмента мультфильма «Фиксики» Воздушный шар.
В. Ребята. Что произошло с люстрой?
Дети. Мальчик играл в комнате с мячом и разбил люстру.
В. Как фиксики хотят решить проблему и починить люстру.
Дети. Полететь к люстре на воздушном шаре.
В. А почему воздушный шар называется воздушным?
Дети. Внутри шара находится воздух.
В. Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о воздухе. И поэтому я хочу предложить вам отправиться в «Лабораторию воздуха». Но прежде я предлагаю вам показать свою сообразительность, внимательность и находчивость.
Проводится игра «Подбери схему к предмету».
В. Найдите схему из Маленьких человечков (МЧ) к данной картинке.
Воспитатель показывает картинку, дети показывают схему и объясняют.
Кувшин стеклянный он состоит из твердых МЧ, а молоко жидкость оно состоит из жидких человечков. (Схема твердый МЧ+жидкий МЧ).
Бутылка с газированной водой. Бутылка – твердые МЧ, вода – жидкие МЧ, газ – газообразные МЧ. (Схема твердый МЧ+жидкий МЧ +газообразный МЧ).
Карандаш дерево - твердые МЧ, грифель - твердые МЧ. (Схема твердый МЧ+твердый МЧ).
Воздушный шар.
Шар резиновый – это твердые МЧ, внутри воздух - это газообразные МЧ.
(Схема твердый МЧ+газообразный МЧ).
Картинки и схемы можно показывать на слайдах. На слайде появляется картинка с предметом. Дети показывают подходящую схему к заданной картинке, затем сравнивают ее с ответом на следующем слайде.
В. Вы самые умные, сообразительные и находчивые ребята и двери лаборатории для вас открыты.
Дети садятся за круглый стол.
В. Ребята, скажите, пожалуйста, что вы знаете о воздухе?
Дети. Его не видно, он необходим для жизни всем живым организмам. Он невесомый, проникает в разные места, и. т. д.
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
В. Ребята, а можно потрогать воздух?
Дети. Да, можно подуть на ладошку, ветер это движение воздуха, (дети дуют на ладошки) можно потрогать воздушный шарик.
Воспитатель надувает воздушный шар (предлагает потрогать его детям).
В. А сейчас я попрошу вас смоделировать воздушный шар с помощью МЧ.
Дети моделируют воздушный шар (круг из твердых человечков, внутри газообразные человечки).
Воспитатель задает вопросы. Из какого материала воздушный шар?
Твердые человечки резины крепко держатся за руки? Почему?
Дети. Нет, резину можно легко порвать проткнуть, воздушный шар не прочный.
В. А сейчас давайте составим схему воздушного шара. (твердый ч-к + газообразный).
В. Мы с вами смоделировали с помощью МЧ воздушный шар (немного разжимает воздушный шар и воздух начинает выходить) но что же с ним сейчас происходит?
Дети. Шар сдувается, из него выходит воздух.
В. Давайте изменим нашу модель воздушного шара. Что изменилось?
Дети. Появилось отверстие и газообразные человечки вылетают из шара. Дети меняют модель. (В модели с шаром дети раздвигают твердых человечков, газообразные человечки «выбегают» из шара).
В. Но теперь и схема изменилась, как она будет выглядеть? Твердый ч-к+ газообразный ч-к – газообразный ч-к.
В. Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю всем отдохнуть.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал, (дети потягиваются)
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть – (дети дуют)
Стал мой шарик вдруг толстеть. (руками показывают круг)
Я все дую – шар все толще, (круг становится все больше)
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок – (дети подпрыгивают)
Лопнул шарик, мой дружок (дети садятся на корточки).
В. А сейчас приглашаю вас вернуться в лабораторию воздуха.
Игра «хорошо – плохо».
В. Какую пользу может приносить воздух природе, животным, рас-тениям?
Дети. Для жизни на Земле всем и животным и растениям и человеку необ-ходим воздух. Загрязненный воздух может навредить жизни и здоровью человека и животным, растения от грязного воздуха могут повянуть и погибнуть.
В. Ребята, а что такое движение воздуха?
Дети. Движение воздуха – это ветер.
В. Такой невидимый и невесомый воздух может быть очень сильным.
Ребята, а где человек может использовать движение воздуха? Когда ветер приносит пользу?
Дети. Воздушные мельницы, вертушки, дельтапланы, бытовые приборы: фен, пылесос, вентилятор, и. т. д. (Дети рассматривают картинки на экране).
В. А ветер может быть опасен?
Дети. Смерчи и ураганы могут разрушать все на своем пути. (Картинки).
В. А хотите посмотреть, каким может быть сильным воздух?
Мы проведем эксперимент «Летающие ягоды».
(В две банки на дно кладутся ягоды винограда. Банки заливаются газиро-ванной водой «Спрайтом», ягоды начинают активно плавать, подпрыгивать в банке).
Почему ягоды в банке с газированной водой начали подниматься, прыгать, летать по банке?
Дети. Газообразные человечки облепили изюминки и начали их поднимать, перемещать по банке.
В. Давайте смоделируем банку с «летающими ягодами с помощью МЧ.
Моделирование маленькими человечками и объяснение проведенного опыта. (Из твердых че-ов выкладывается банка, ягоды в банке выкалываются жидкие и газообразные ч-ки, газообразные ч-ки окружают ягоды и они начинают подниматься со дна банки).
В. Ребята, что мы с вами сегодня узнали?
Дети. Мы узнали, что воздух невидим, невесом, он может приносить и пользу, и вред всему живому на планете. Движение воздуха – это ветер, его человек может использовать в свою пользу, но сильный ветер может нанести вред. Несмотря на свою невесомость, воздух можно потрогать, он может быть сильным, мы увидели как пузырьки газа смогли поднять ягоды.