Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Елена Малец
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова.

Программное содержание :

Продолжать обучение детей звуковому анализу слова;

Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;

Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости;

Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух;

Продолжать учить называть слова с заданным звуком;

Формировать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение выполнять задания, данные воспитателем;

Развивать внимание, мышление.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах

Демонстрационный материал:

Картины-схемы слов луна, лиса; красные, синие, зеленые фишки (по четыре каждого цвета); указка.

Раздаточный материал:

красные, синие, зеленые фишки; карточки для звукового анализа слов; цветные карандаши.

Орг. Момент: «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ход занятия.

-Воспитатель: (Дети стоят около парт, идет беседа с воспитателем).

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям).

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы учимся с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Воспитатель:

- Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает. Как называются такие звуки?

Ответ детей: - Гласные.

Дети по заданию воспитателя вспоминают гласные звуки (а, о, у, ы, и, э) и то, что они обозначаются красными фишками.

Затем воспитатель задает вопросы: «Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык? Какие бывают согласные звуки? Назовите твердые согласные звуки (с, л, м, к и т. д.).

Назовите мягкие согласные звуки (р’, м’, з’ и т. д.). Еще мы можем назвать твердые и мягкие согласные звуки «большие и маленькие братцы». Давайте поиграем. Я буду называть маленького братца, а вы большого и наоборот.

Проводится д/и «Назови братца».

Воспитатель: - А сейчас пройдут за стол те дети, чье имя начинается на звук (а, р, с и т. д.) дети в определенной последовательности садятся за столы.

Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Звуко-государстве,

Жили-не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

Звуковой анализ слова луна:

Ребята, что вы видите у вас на столе и на доске? (Картинка «луна»)

Что мы будем делать сейчас? (разбирать слово на звуки)

Сначала разделим слово на слоги. Есть три способа (подбородком, шагами, хлопками)

Дети разделяют всеми способами.

Молодцы!

Сколько в слове звуков? (4)

Как узнали? (4 клеточки под картинкой)

Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук.

Воспитатель:

- «Какой первый звук в слове луна?» - [ л ].

- «Что мешает во рту, когда мы произносим звук [ л ] ?» (язычок)

Вместе с воспитателем дети на своих схемах обозначают звук [ л ] синей фишкой.

Воспитатель произносит слово луна с интонационным выделением звука [ у], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске.

Спрашивает: - «Какой второй звук в слове луна?» - [ у ].

- «Какой это звук?» (гласный)

- «Как вы узнали?» (Когда мы произносим звука [ у ], во рту ничто не мешает, голос идет свободно)

- «Какой фишкой обозначим гласный звук?» (Красной).

Дети обозначают на своих схемах звук [ у ] красной фишкой.

Воспитатель предлагает послушать, какой третий звук в слове луна, произносит слово с интонационным выделением звука [ н ], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске. Дети называют звук, отмечают, что произносить его мешает язычок, обозначают его на своих схемах синей фишкой.

Ведя указкой под схемой на доске и задерживая указку под четвертой клеточкой, воспитатель произносит слово с интонационным выделением последнего звука. Спрашивает: - «Какой четвертый звук в слове луна?» (Звук [ а ], гласный, во рту ничто не мешает его произносить).

Дети обозначают звук [ а ] красной фишкой. Вызванный к доске ребенок ставит красную фишку в четвертую клеточку схемы.

Двое-трое ребят читают слово у доски с указкой.

Физкультминутка про букву «Л» :

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске,-руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.

Картина-схема слова луна не снимается, рядом вывешивается картина-схема слова лиса.

Звуковой анализ слова лиса

(Ребенок раздает вторую картинку-схему)

Ребята, у вас на столе есть еще картинка. (Картинка «лиса»)

Сначала разделим слово на слоги. Есть три способа (подбородком, шагами, хлопками)

Дети разделяют всеми способами.

Молодцы!

Сколько в слове звуков? (4)

Как узнали? (4 клеточки под картинкой)

Воспитатель предлагает произнести слово лиса так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ллиса»,- читает ребенок слово с указкой.

- «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).

У доски и на местах в тетрадях дети обозначают звук [ л’ ] зеленой фишкой.

Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове лиса. С указкой он читает слово интонационно выделяя звук [ и ], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают в своих тетрадях за столами.

Следующий ребенок определяет третий звук в слове лиса. Он читает слово интонационно выделяя звук [ с ] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.

На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук [ с ], ребенок отвечает: - «Язычок и зубы». Звук [ с ] обозначается синей фишкой.

И, наконец, вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [ а ], читая слово с указкой и задерживая её под четвертой клеточкой. Называет звук [ а ], отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно дети работают в своих тетрадях за столами.

Упражнение «Определяем звуки в слове»

Воспитатель спрашивает: - «Какой первый звук в слове лиса?» - [л’] «Какой первый звук в слове луна?» - [л]

Закрасить карандашом первый звук в схеме слова луна (синим) и первый звук в схеме слова лиса (зеленым).

Что мы можем сказать про эти звуки? Это звуки братцы. Большой братец [ Л ] и маленький братец [ л’]. Твердый и мягкий.

Упражнение: «Назови слова со звуком л, ль»

Рефлексия:

Ребята, подойдите ко мне. Что мы с вами сегодня делали?

Было сложно или легко? Вам понравилось?

Вы были сегодня молодцы. Занятие закончилось. Спасибо!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Лесная школа» Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе. «Лесная школа». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Посылка Деда Грамотея» Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте: «Посылка Деда Грамотея» Цель: вовлечение детей в речевую деятельность через решение проблемной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 11:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Малец (УИ 561514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД