Елена Малец
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова.
Программное содержание :
Продолжать обучение детей звуковому анализу слова;
Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;
Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости;
Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух;
Продолжать учить называть слова с заданным звуком;
Формировать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение выполнять задания, данные воспитателем;
Развивать внимание, мышление.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Демонстрационный материал:
Картины-схемы слов луна, лиса; красные, синие, зеленые фишки (по четыре каждого цвета); указка.
Раздаточный материал:
красные, синие, зеленые фишки; карточки для звукового анализа слов; цветные карандаши.
Орг. Момент: «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ход занятия.
-Воспитатель: (Дети стоят около парт, идет беседа с воспитателем).
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям).
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы учимся с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Воспитатель:
- Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает. Как называются такие звуки?
Ответ детей: - Гласные.
Дети по заданию воспитателя вспоминают гласные звуки (а, о, у, ы, и, э) и то, что они обозначаются красными фишками.
Затем воспитатель задает вопросы: «Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык? Какие бывают согласные звуки? Назовите твердые согласные звуки (с, л, м, к и т. д.).
Назовите мягкие согласные звуки (р’, м’, з’ и т. д.). Еще мы можем назвать твердые и мягкие согласные звуки «большие и маленькие братцы». Давайте поиграем. Я буду называть маленького братца, а вы большого и наоборот.
Проводится д/и «Назови братца».
Воспитатель: - А сейчас пройдут за стол те дети, чье имя начинается на звук (а, р, с и т. д.) дети в определенной последовательности садятся за столы.
Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили-не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Звуковой анализ слова луна:
Ребята, что вы видите у вас на столе и на доске? (Картинка «луна»)
Что мы будем делать сейчас? (разбирать слово на звуки)
Сначала разделим слово на слоги. Есть три способа (подбородком, шагами, хлопками)
Дети разделяют всеми способами.
Молодцы!
Сколько в слове звуков? (4)
Как узнали? (4 клеточки под картинкой)
Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук.
Воспитатель:
- «Какой первый звук в слове луна?» - [ л ].
- «Что мешает во рту, когда мы произносим звук [ л ] ?» (язычок)
Вместе с воспитателем дети на своих схемах обозначают звук [ л ] синей фишкой.
Воспитатель произносит слово луна с интонационным выделением звука [ у], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске.
Спрашивает: - «Какой второй звук в слове луна?» - [ у ].
- «Какой это звук?» (гласный)
- «Как вы узнали?» (Когда мы произносим звука [ у ], во рту ничто не мешает, голос идет свободно)
- «Какой фишкой обозначим гласный звук?» (Красной).
Дети обозначают на своих схемах звук [ у ] красной фишкой.
Воспитатель предлагает послушать, какой третий звук в слове луна, произносит слово с интонационным выделением звука [ н ], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске. Дети называют звук, отмечают, что произносить его мешает язычок, обозначают его на своих схемах синей фишкой.
Ведя указкой под схемой на доске и задерживая указку под четвертой клеточкой, воспитатель произносит слово с интонационным выделением последнего звука. Спрашивает: - «Какой четвертый звук в слове луна?» (Звук [ а ], гласный, во рту ничто не мешает его произносить).
Дети обозначают звук [ а ] красной фишкой. Вызванный к доске ребенок ставит красную фишку в четвертую клеточку схемы.
Двое-трое ребят читают слово у доски с указкой.
Физкультминутка про букву «Л» :
Буквой Л расставим ноги.
Словно в пляске,-руки в боки.
Наклонились влево - вправо,
Влево - вправо.
Получается на славу.
Влево - вправо,
Влево - вправо.
Картина-схема слова луна не снимается, рядом вывешивается картина-схема слова лиса.
Звуковой анализ слова лиса
(Ребенок раздает вторую картинку-схему)
Ребята, у вас на столе есть еще картинка. (Картинка «лиса»)
Сначала разделим слово на слоги. Есть три способа (подбородком, шагами, хлопками)
Дети разделяют всеми способами.
Молодцы!
Сколько в слове звуков? (4)
Как узнали? (4 клеточки под картинкой)
Воспитатель предлагает произнести слово лиса так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ллиса»,- читает ребенок слово с указкой.
- «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).
У доски и на местах в тетрадях дети обозначают звук [ л’ ] зеленой фишкой.
Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове лиса. С указкой он читает слово интонационно выделяя звук [ и ], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают в своих тетрадях за столами.
Следующий ребенок определяет третий звук в слове лиса. Он читает слово интонационно выделяя звук [ с ] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.
На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук [ с ], ребенок отвечает: - «Язычок и зубы». Звук [ с ] обозначается синей фишкой.
И, наконец, вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [ а ], читая слово с указкой и задерживая её под четвертой клеточкой. Называет звук [ а ], отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно дети работают в своих тетрадях за столами.
Упражнение «Определяем звуки в слове»
Воспитатель спрашивает: - «Какой первый звук в слове лиса?» - [л’] «Какой первый звук в слове луна?» - [л]
Закрасить карандашом первый звук в схеме слова луна (синим) и первый звук в схеме слова лиса (зеленым).
Что мы можем сказать про эти звуки? Это звуки братцы. Большой братец [ Л ] и маленький братец [ л’]. Твердый и мягкий.
Упражнение: «Назови слова со звуком л, ль»
Рефлексия:
Ребята, подойдите ко мне. Что мы с вами сегодня делали?
Было сложно или легко? Вам понравилось?
Вы были сегодня молодцы. Занятие закончилось. Спасибо!