Рябчукова Ольга Михайловна
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Развивать внимание и воображение детей.
3. Развивать связную речь.
4. Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Обучающие:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в мир знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4. Знакомство с новым звуком «М».
5. Продолжать закреплять графические навыки, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Предварительная работа: составление предложений из заданных слов; составление схем, составленных предложений; звуковой анализ слов.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: письмо; шарик; свечка; карточка с изображением буквы и звука «М» картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный, предметные картинки, где присутствует звук «М», схемы предложений; схема произношения звуков, слоговые ромашки; фланелеграф, наборное полотно; мишень.
Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для составления предложения, предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.
Предварительная работа: составление предложений из заданных слов; составление схем, составленных предложений; звуковой анализ слов.
Ход заня:тия
I. Мотивация к деятельности
Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.
Психогимнастика «Клятва»
Клянемся дружными мы быть
И слезы горькие не лить
С улыбкой трудности встречать
Все смело преодолевать.
Повторение изученного материала:
Воспитатель: из чего состоит наша речь? (предложений)
-Предложения из (слов)
-Слова состоят из? (букв)
-Буквы? (из звуков)
-Что такое буквы? Звуки? (это то, что мы видим и слышим, а звуки то, что мы слышим). Дети опираются на схематическое изображение.
-Какими бывают звуки? (согласные - твердые и мягкие; гласные).
- Гласные, почему мы их так называем?
Д: потому что их можно пропеть свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.
-Согласные, почему мы их так называем?
Д: их нельзя пропеть, нам мешаются зубки и язычок.
II. Введение в тему
Сюрпризный момент
Воспитатель обращает внимание на шарик, к которому прикреплен конверт. Воспитатель зачитывает адрес, уточняют по адресу ли оно пришло. Открывают письмо, но оно пустое.
В: ребята, хотите побыть маленькими волшебниками?
Д: да!
В: поможет прочитать письмо маленький огонечек свечки, поднимают письмо над свечкой и читают проявившийся текст.
Письмо от королевы Знаний
В: Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнала от моих друзей, что вы скоро пойдете в школу. Но этот путь не совсем простой. Чтобы попасть в школу, необходимо много знать и самое главное уметь читать. Если вы выполните все мои задания, у вас появится огромный шанс попасть в страну знаний и встретиться со мной.
В: Ну, что ребята, вы согласны выполнить все задания Королевы Знаний.
Д: да!
В: тогда не будем терять время, и начнём.
I задание
В: Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать.
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь).
Появляется соответствующая картинка
Следующая загадка:
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней (машина).
Появляется соответствующая картинка.
Слушайте третью загадку:
3. В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
Появляется соответствующая картинка.
Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки (морковь, машина, мышка)
- А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)
- Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)
Характеристика звука (М) – по схеме
- Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
- Что происходит с нашими губами?
- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
- Что происходит с нашими зубами?
- они смыкаются.
- Где находится язык? (за зубами)
- Да, а воздух выходит свободно?
- нет, воздух встречает преграду
- Что ему мешает?
- губы.
- Звук (М) какой?
- согласный, твёрдый.
- каким мы его обозначаем цветом?
-Синим. (в –ль выставляет кружок синего цвета)
- у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)
- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?
- согласный, мягкий.
- каким цветом мы его обозначаем?
- зелёным. (в –ль выставляет кружок синего цвета)
- А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Смайлики»
(я буду называть звуки, а вы должны будете показать сердитого смайлика, если услышите звук М; а если Мь – веселого)
II задание Королевы Знаний.
За столами: с помощью шнурков выкладывают букву М и закрепляют, из каких элементов она состоит.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Молодцы.
III задание «Слоговые дорожки» (чтение)
IV Физминутка:
Мы ребята, молодцы!
Укрепляем мышцы,
Разминаем пальцы
Выполняем «Ножницы».
Мы руками хлопаем,
Мы ногами топаем,
Мы глазами поморгаем
И работать продолжаем.
Vзадание «Слоговые ромашки» (деление слов на слоги)
VIзадание: Звуко – буквенный анализ слова «Мак»
На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).
У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).
- Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)
- Под маком нарисованы клеточки,
- Что это обозначает?
(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)
- Какой звук первый? - (м) – согласный, твёрдый, синим цветом.
- Какой второй? - (а)- гласный, красный.
- Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.
Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.
- Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)
- Сколько согласных?- два, какие?- (м, (к).
- Сколько гласных? – один, какой?- (а)
- Сколько слогов в слове «мак»? – определяют хлопками – один (обозначают полоской).
- Оживите звуки, первый и второй. (дети ставят вместо фишек буквы)
- Молодцы справились с заданием.
Составление предложений со словом «Мак»
- Составьте предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме.
(звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.
Анализ предложения:
- С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.
- Что ставится в конце предложения? – точка.
- Сколько слов в предложении? – три
- Какое первое?
- Какое второе?
- Какое третье?
- Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.
- Молодцы, справились с заданием.
Рефлексия:
- Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
- С буквой М (м).
- Какой звук она обозначает?
- Звук [ м ].
- Какой это звук? (согласный)
- Каким он бывает? (твёрдым и мягким)
- Правильно.
Использование мишени. Дети с помощью цифр оценивают на сколько им понравилось занятие. Что интересного запомнилось? В чем испытывали затруднение?
Королева Знаний: Молодцы ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Вы готовы идти в школу. Быть прилежными учениками и учиться на одни 5. У меня есть для вас сюрприз-волшебные «картинки- невидимки» (с изображением буквы М точками.)
Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.
Спасибо всем за хорошие знания и до встречи в школе!
Используемая литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС.
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
2. Обучение дошкольников грамоте Н. С. Варенцова Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2012.
3. Г. Я. Затулина Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте старший дошкольный возраст Центр педагогического образования Москва 2008.
4. Интернет: www.maam.ru.