Ирина Казакова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «На помощь Буратино. Звуки [Б] [Б’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные.
1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [Б] [Б’]
2. Учить выделять первый и второй слоги в словах.
3. Учить определять место звука в слове.
4. Познакомить с буквой Б.
5. Учить подбирать слово в нужном падеже.
Развивающие.
1. Развивать фонематический слух, память, мышление.
2. Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слогов, слов.
Воспитательные.
1. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии.
2. Воспитание самостоятельности, активности.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „На помощь Буратино, Звуки [Б] [Б’]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- «Буратино»
- Темочки
Предметные картинки, звуковые щитки, карандаши, карточки с заданиями, карточки с буквой Б, звуковички, макет лабиринта, палочки, фигурка Буратино, слоговые вагончики.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Воспитатель зенит в колокольчик)
- Звенит, звоночек приглашает мальчиков, зазывает девочек.
(Дети собираются все вместе, здороваются с гостями).
- Ребята выполним с вами пальчиковую игру.
Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики)
Будем мы сейчас играть (сжимать и разжимать пальцы)
Смотреть, слушать размышлять (затронуть глаза, уши, виски)
Но друг другу не мешать (погрозить пальцем)
Внятно, чётко говорить (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить (погрозить пальцем).
(Дети садятся за стол).
- Прежде, чем мы узнаем новое, сначала вспомним, чем отличается звук от буквы?
- На какие две группы делятся все звуки?
- Чем отличаются гласные от согласных? Молодцы.
Введение в тему.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и сказочным персонажем и поможем ему справиться с трудностями. Послушайте загадку и узнаете, кто придёт к нам в гости.
Человечек очень странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?. (Буратино)
- Ребята Буратино, как и вы, собирается пойти в школу, но дорогу к школе заложил камнями Карабас – Барабас. Буратино просит нас о помощи. Поможем ему (показать схему лабиринта?
- Под каждым камнем спрятано задание, мы постараемся их выполнить, и поможем Буратино добраться до школы. Б. просит нас собирать камешки с собой, и предупреждает нас, что в конце путешествия нас ждёт сюрприз.
- Но прежде, чем мы отправимся на встречу, новым приключениям и знаниям, давайте разомнём наш язычок.
Артикуляционная гимнастика (по карточкам).
1. Удерживание губ в улыбке, зубы обнажены (заборчик).
2. Вытягивание губ вперед трубочкой (трубочка).
3. Чередование положений губ: в (заборчик – трубочка).
4. Спокойное открывание и закрывание рта (окошечко - заборчик).
5. Язык широкий (лопаточка).
6. Язык узкий (иголочка).
7. Чередование состояний языка (лопаточка – иголочка).
8. Чередование движений языка вверх-вниз (качели).
9. Движения языка в стороны («Часики»).
10. Удерживание губ в улыбке.
- Теперь наш язычок готов, отправляемся в путь.
- Ребята постараемся убрать с пути первый камень и выполнить первое задание.
- Помогите прочитать рассказ и найти звук. Я буду читать текст, а вы называть картинки, выделяя голосом первый звук.
(Схема на доске. Был у бабушки баран.)
- Какой первый звук вы слышите в зашифрованных словах. [Б].
Анализ артикуляции звука.
- Давайте уточним, какое положение занимают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [Б].
- Произнесем звук [Б]. (Б – Б – Б).
- Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. - Зубы разомкнуты.
- Язычок спокойно лежит во рту.
- При произнесении звука есть преграда? (Есть).
- Какая? (Губы).
- Губы мешают выйти воздушной струе.
- Значит это какой звук? (Согласный).
- Давайте проверим, какой это звук? Звонкий или глухой?
- Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [Б] звонкий.
Обратить внимание детей на слова баран и бил.
- Послушайте, как слышится звук [Б] в слове БАРАН? (Твёрдо)
- Обозначим его синим звуковичком.
- Баран бил в барабан.
- Послушайте, как слышится звук [Б] в слове БИЛ? (Мягко)
- Обозначим его зелёным звуковичком.
Характеристика звука [Б].
- Звук [Б]- согласный, звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.
Дети повторяют характеристику звука Б.
- Молодцы справились с первым заданием.
- Чтобы убрать с пути второй камень надо поймать звуки и произнести заклинание.
- Я буду произносить различные звуки, когда услышите звук [б] вы должны поймать его в ладоши.
Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук».
В слогах: па – ба – пы - бу – уб - по - обо - ка- бра - бы.
Слушайте и повторяйте за мной волшебное заклинание, выделяя голосом звук [Б].
Игра «Повторюши».
Ба - бо – бу - бы, я несу грибы.
Бо - бу - бы - ба, новая труба.
Аба - оба - аба, ускакала жаба.
Обы - обы - обы, на руках микробы.
Уба - оба – аба, прискакала жаба.
- Молодцы, вы справились со вторым заданием.
- Третий камень закрыл нам все звуки, но нам сегодня нужно отыскать только звук [Б].
Игра «Место звука в слове».
- Возьмите первую карточку и рассмотрите картинку, определите, где спрятался звук [Б] и обозначьте это место цветом. (Картинки: бант, бык,бочка, бананы, бусы, зубы, зебра, арбуз, забор, кубики).
(Дети выполняют задание.) (Спросить несколько детей.)
- Есения, в какой части слова у тебя спрятался звук [Б]?
- Поднимите карточки, те у кого звук [Б] слышится в начале слова.
- Полина С., в какой части слова у тебя спрятался звук [Б]?
- Поднимите карточки, те у кого звук [Б] слышится в середине слова.
- Ребята, а ещё есть такие слова, в которых звук [Б] можно услышать несколько раз.
- Послушайте и скажите, сколько звуков [Б], в слове БАРАБАН? (два звука, в начале и середине слова)
- Сколько звуков [Б], в слове БАБОЧКА? (два звука в начале и середине слова)
- Ребята поделим наши слова на слоги и оправим их в путешествие. (На доске слоговые вагончики.)
- Сколько слогов может быть в слове? (Сколько слышим гласных).
- Поделите на слоги: бык, бусы, бант, забор, кубики.
- Молодцы и с этим заданием справились.
- Ребята Буратино после школы пойдёт в гости к своей подружке Мальвине. А в гости принято приходить с подарками. Нам нужно помочь ему собрать подарки и выполнить следующее задание.
- Только есть одно условие! Все подарки должны лежать в своей корзине: со звуком [Б] – в синей, со звуком [Б’] – в зелёной.
Игра «Выбери подарки».
(На доске картинки: бусы, бант, ботинки, яблоко, бисер, бинокль, бигуди, рябина, мяч)
- Почему вы оставили подарок с мячиком? (В слое мяч нет звука [Б].)
- Составе с подарками предложения по схеме. (Пример: Буратино подарит красивые бусы.) (Дети составляют предложения.)
- Продолжим дальше. Приготовьте звуковые сигнальчики и слушайте внимательно.
Баран, битва, голуби, арбуз, грибы, билет, клубок, бинт.
- Молодцы!
Физминутка.
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки) И подпрыгнуть ну раз пять. (прыжки)
- По дороге Буратино встретил щенка, и познакомился с ним, его звали Бобик. Нам нужно выполнить следующее задание и зашифровать слово с помощью звуковичков.
Игра «Зашифруй слово».
- Сколько мы слышим звуков в слове Бобик. 5.
- Назовите звуки по порядку. Б - О - Б – И – К.
- Сколько гласных звуков? 2. –Назовите? О – И.
- Сколько согласных? 3. - Назовите Б – Б – К.
- Сколько слогов в слове? 2.
- Назовите 1-ый слог. Бо. – Назовите 2ой слог. Бик.
- На какой слог падает ударение? На 1ый слог.
(Дети составляют схему, один работает у доски, после объясняет.)
- Молодцы!
- Ребята мы уже очень близко к школе, но нам нужно поднять еще два камня. Поднимем шестой камень, а под ним спряталась буква Бэ. (Показать букву.)
- Ребята буква Б, это любимая буква Буратино. Звук [Б] на письме обозначается буквой Б. (Поместить букву на доске.)
- На что похожа буква? (На ключик)
Всем известно без подсказки.
Буква Б – как ключ от сказки.
- Посмотрите внимательно на большую заглавную букву и маленькую букву, из каких элементов они состоят.
Игра «Подари шарик Буратино».
- Возьмите вторую карточку и выполните задание. Обведите и раскрасьте только те шарики, на которых буква Б написана правильно. И соедините их ниточками с Буратино.
(Проверить задание на доске.)
- Молодцы!
- Ребята поднимем последний камень и задание, которое под ним заложено, называется «Читай – ка».
Игра «Читай – ка». (На доске слоговая таблица.)
- Ребята нам нужно прочитать слоги в слоговой таблице.
Дети читают по одной строке. Первую строчку договаривают до целого слова.
- Молодцы. Мы подняли все камни и освободили дорогу к школе, теперь Буратино может спокойно до неё дойти.
А камни, которые мы подняли они не простые, в них зашифрован предмет. Нужно собрать камни в единое целое.
(На доске ребёнок собирает камни.)
- Ребята, что получилось? (Корзинка.)
- А в этой корзинке вам подарок от Буратино (конфеты «Самый умный»). Буратино благодарит вас, за помощь и хочет сказать, что вы умницы и справились со всеми заданиями.
Итог.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Дайте характеристику звуку.
- Что понравилось?
- Что было сложно выполнить?
Похвалить и отметить активных детей.
- Молодцы спасибо за работу