Матвеева Татьяна
Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Ё и её звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
Цель: знакомство с буквой Ё и её звуками.
Задачи:
• научить детей различать понятия «звук» и «буква»;
• учить соотносить звук с буквой;
• находить звуки [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах;
• развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Буква Ё и её звуки“» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
• конструировать букву Ё из предметов, учиться управлять движениями руки.
• развивать память и внимание;
• формировать положительное отношение к обучению.
Оборудование: картинка ёжика, буква Ё, звуковая схема, индивидуальные карточки буквы Ё, камешки.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сейчас сядет тот, кто находится справа (имя ребёнка, слева (имя ребёнка, за (имя ребёнка) и т. д.
Воспитатель: Отгадайте загадку!
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток - ни одной.
- Кто же это? (Ёжик).
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
Воспитатель демонстрирует картинку ёжика.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем
Воспитатель: Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)
Ребята, эти звуки живут в домике буквы Ё (демонстрация буквы).
Воспитатель: Давайте прочтём эту букву. Как она произносится? Мы можем её пропеть?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит буква Ё – гласная. Если букву Ё мы повстречаем впереди слова, то в ней живёт два звука [Й] и [О].
Воспитатель: А ещё она обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!
Воспитатель демонстрирует звуковую схему. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове.
Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, воспитатель уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка
Воспитатель: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». Поднимите карточку с буквой Ё, если в слове услышите звучание [й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.
Дети выполняют игровое задание.
Воспитатель: Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки» - поднимаем руки вверх. На слово «Палки» - руки в стороны, на слово «Шишки» - присесть на корточки. Воспитатель, пытаясь запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.
Воспитатель: Сейчас я Вам прочитаю историю про ёжика и ёршика. Ваша задача, запомнить как можно больше слов с Ё, которые встретятся в прочитанном.
Ёжик и ёршик.
Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!
Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ё рш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)
Воспитатель: Какие слова с Ё вы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель: У вас на столах лежат каштаны. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Как она называется?
Ответы детей.
Итог: Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Какие два звука она обозначает?
Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
Спасибо!