Самитина Юлия Владимировна
Конспект НОД по пересказу рассказа «Еж» Е. Чарушина с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием магнитной доски и графических схем.
Задачи:
1. Образовательная: формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
2. Развивающая: развитие слухового и зрительного внимания детей.
3. Воспитательная: воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, чтение, восприятие художественной литературы
Публикация «Конспект НОД по пересказу рассказа „Еж“ Е, Чарушина с детьми средней группы» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Формы организации: отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми.
Формы реализации:
-наглядные (показ рассматривание сюжетных картинок);
- словесные (отгадывание загадки, беседа, вопросы, чтение, договаривание предложений детьми);
- практические (пальчиковая игра, чистоговорки с мячом).
Материалы и оборудование: интерактивная доска, демонстрационная картина ежа; информационный материал для интерактивной доски: ребята, еж (два вида, дом, блюдце с молоком; схемы для графического плана.
Предварительная работа: чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж».
Ход НОД
1). Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, когда приходят гости мы, что обычно делаем? Здороваемся. Здравствуйте.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Подарим, друг другу хорошее настроение и пожелаем доброго дня.
А теперь, ребята, не зевайте в полукруг скорей вставайте. Послушайте внимательно мою загадку, только дослушайте до конца, будьте внимательны.
Этот маленький зверёк
Не лисица, не хорёк,
Любит кушать он мышат,
Червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе
Спать ложится в ноябре.
Победить змею он может!
Он в колючках… это – (ёжик!
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.
Рассматривание картины.
- Как вы думаете, зачем у ежа на спине иголки? (Защищаться от врагов, от хищников.)
- Кто самый страшный враг ежа? (Лиса, волк, сова.)
- Ребята, а как же он защищается. Спасается от хищников? (Сворачивается в клубок и выставляет иголки.)
- Ёж, дикое или домашнее животное? (Дикое.)
- А теперь вспомните, какие звуки могут издавать ежи? (Фыркают, пыхтят, топают.)
- Молодцы! А давайте послушаем, как ёжик фыркает. (Прослушивание фонограммы.)
- Что любит, есть ёжик? (Червяков, улиток, насекомых, ящериц.)
- Молодцы, ребята!
- Про ежика, это удивительное животное, написано много сказок, рассказов, песен и, конечно же, стихов. Мы тоже с вами знаем стихотворение про хитрого ежика, но мы не просто будем рассказывать стихотворение, будем проговаривать каждое слово и помогать себе пальчиками.
-Соединяемся в круг, делаем широкий круг, пяточки вместе и помогаем себе пальчиками.
1. Хитрый ежик, хитрый еж вращать кулачками.
На клубочек он похож.
На спине иголки резко выбрасывать пальцы рук
Очень-очень колки и собирать в кулачки
2. Хоть и ростом ежик мал, вытянув руки, шевелят пальцами
Нам колючки показал.
А колючки тоже на ежа похожи. «Фонарики»
3. На ежа мы поглядим, «козырек» вправо-влево
Молочка ему дадим ладошки «чашечкой»
Но не тронем колкие
На спине иголки грозят пальчиком.
- Молодцы ребята, со всем вы справились: загадку отгадали, на все мои вопросы ответили, пальчиковую гимнастику сделали. А теперь присаживайтесь на стульчики. Сразу подровняли свою спинку, свели лопатки, ножки красиво поставили.
3. Чтение рассказа.
- Ребята, Я хочу рассказать вам рассказ, который написал Евгений Чарушин. Рассказ удивительный, интересный и совсем детский. Рассказ называется «Ёж».
- Запомнили, как называется рассказ? (Ёж.)
- Приготовьте свои ушки, приготовьте свои глазки. Запоминайте, чтобы они могли все видеть, а потом вам помочь, ведь мы с вами будем пересказывать этот рассказ.
- Приготовились? Готовы слушать?
- Внимание на экран!
(По ходу чтения рассказа воспитатель показывает на интерактивной доске предметные картинки.)
Текст произведения Предметные картинки на интерактивной доске
Ходили ребята в лес.
Нашли под кустом ежа.
Он со страху шариком свернулся.
Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли.
Дали ему молока.
Развернулся еж и начал есть молоко.
А потом ежик удрал к себе обратно в лес. Два мальчика
Мальчики и ёж.
Мальчики и еж, свернутый в клубочек.
Дом.
Блюдце с молоком.
Убегающий ёж.
- Вам понравился рассказ? Вот Евгений Чарушин пишет все рассказы замечательные о животных. У нас будет много времени, чтобы все эти рассказы прочитать.
4. Составление плана-схемы содержания рассказа.
- А теперь попробуем вспомнить, как наш рассказ назывался, начинался, что было дальше и чем закончился?
- Поможет нам наш волшебный дом, я приготовила вам карточки, которые вам помогут. Карточки с картинками будем выкладывать на волшебный дом по очереди. Только в начале, ребята, нужно вспомнить название рассказа, как он начался? Что было дальше? И чем же всё закончилось? (Дети выбирают карточки с подходящими картинками и ставят на этажи дома, плана-схемы.)
- Посмотрите, ребята, какие вы у меня молодцы, вспомнили рассказ от начала до конца.
5. Дидактическое упражнение «Чистоговорки».
- А теперь нужно немного отдохнуть. Вставайте в круг.
-Я произношу вам чистоговорки и бросаю мяч. Вы мяч ловите двумя руками, проговариваете за мной чистоговорку и возвращаете мне мяч обратно. Хорошо?
- Мы будем разговаривать,
Мы будем проговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было всё понятно!
- И-ГИ-ГИ – ножку еж побереги.
- ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи. РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.
- ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.
- ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет – пойдешь гулять.
- ЖА-ЖА-ЖА – есть ежата у ежа.
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – как-то уж пришёл к ежу.
- ЖИ-ЖИ-ЖИ – мне ежаток покажи.
- Молодцы! Справились с заданием, а теперь попробуем с вами превратиться в ёжиков и поиграть.
6. Физкультминутка «Ребятки в лес пришли к ежу»
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать
— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)
Только носом шмыгать
– Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Научили прыгать
— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
А он их носом шмыгать
- Шмыг-шмыг-шмыг
- Молодцы! Понравилось играть? Отдохнули? Присаживайтесь.
7. Повторное чтение рассказа.
- Ребята, я попробую рассказать рассказ еще раз. Я все запомнила, вы мне помогли. Слушайте внимательно.
- Ой, ребята, мне кажется, забыла несколько слов. Вы поможете мне? Слова, которые я буду пропускать, вы мне будете подсказывать.
- Я постараюсь все вспомнить по вашим карточкам.
Ходили ребята… (в лес).
Нашли под кустом… (ежа).
Он со страху свернулся (шариком).
Закатали ребята ежа… (в шапку).
И принесли его… (домой).
Дали ему… (молока).
Развернулся ёж и начал есть… (молоко).
А потом ёжик удрал к себе обратно… (в лес).
- Какие вы молодцы!
8. Рассказ по плану с наглядной опорой. (Принимают участие все дети по цепочке.)
- Раз вы мне помогли, значит, сами сможете рассказать рассказ от начала до конца. Только по очереди!
9. Сюрпризный момент.
Вы молодцы! Вы рассказали рассказ. И я вас хочу порадовать. Я приготовила для вас маленький сюрприз. Сейчас мы с вами посмотрим музыкальную историю про маленького смешного ёжика, который считает, что он самый сильный в лесу. (Видеоролик)
- Вот такая музыкальная история. Вам понравилась? И мне очень понравилось, как мы с вами играли, как вы отгадывали загадки, как вы хорошо и внятно повторяли за мной чистоговорки. Как вы весело превращались в ёжиков, как вы составляли рассказ, как вы мне подсказывали слов. Какие вы молодцы!
10. Заключительная часть.
- А вам, что понравилось, ребята? А во что вам понравилось играть, а чем понравилось заниматься больше всего?
- Я хочу подарить вам на память, чтобы вы запомнили про ёжика наше сегодня занятие. Вот такого ёжика, когда у нас вечером будет свободное время мы его раскрасим и маме расскажем рассказ Евгения Чарушина, который называется «Ёж».
- Вставайте, ребята, выходите ко мне, еще раз посмотрим на наших гостей, давайте пожелаем им доброго дня и попрощаемся!
- До свидания!