Анна Андрющенко
Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры, посредством знакомства с элементами народного быта.
Задачи: познакомить детей с русской избой, характерными особенностями домашней утвари, показать разнообразие изготовления кукол из подручного материала, развивать зрительное восприятие, бережное отношение к куклам, формировать нравственные качества, развивать мелкую моторику при изготовлении кукол.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у Хозяюшки“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Расширять словарь детей : самовар, тряпичная, глиняная, деревянная, соломенная, металлический, керосиновая лампа, русская изба, русская печь, прялка, сундук, чугунная посуда, полено, устье печи.
Возраст воспитанников : старшая группа
Материалы к занятию: клубочки цветные, макет русской печи, полено, посуда глиняная, прялка, сундук, лампа керосиновая. Куклы: деревянная, тряпичная, соломенная, сундучок, куклы обереги; кусочки ткани по количеству детей, тесьма, веревочки. Музыка: звуки воды, слова игры «Заря-заряница», релакс «Одинокий пастух», песня «Пых-пых самовар».
Ход мероприятия:
Воспитатель: - Посмотрите ребята, к кому мы сегодня пришли в гости?
Хозяюшка : Здравствуйте, дети! Я хозяюшка русской избы,
Зовут меня Аннушка.
Проходите смелее,
Да вставайте в круг скорее.
Будем вместе мы играть,
И о новом узнавать.
Руку дайте другу слева,
А теперь соседу справа.
Клубочек другу передай,
Свое имя называй,
Утра доброго желай!
(дети здороваются с хозяюшкой и передают клубочек друг другу, называя имена).
Хозяюшка : Хочу вас ребята, я пригласить
Давних времен избу посетить.
Узнать много интересного
Много познавательного, неизвестного.
Да вот беда! На пути у нас река!
Как преодолеть ее, друзья?
(Ответы детей) (звучит музыка «Звуки реки»).
Хозяюшка : - Правильно! По мостику, который перекинут через речку.
(дети идут, друг за другом переходят на другой берег).
Произносят слова вместе с хозяюшкой :
1,2,3,4; 3,4,1,2.
Солнце только, что проснулось,
И ребятам улыбнулось,
Поскорей дружок вставай,
И по мостику шагай,
От друзей не отставай.
Хозяюшка : - Дети посмотрите, в какую красивую, русскую избу мы с вами
пришли! А вам нравится?
Как здесь уютно и как много старинных, но нужных предметов.
Давайте посмотрим, что стоит на полках? (Ответы детей).
А кто мне скажет, как это называется, одним словом?
Дети: - Посуда.
Хозяюшка : Молодцы! А как вы думаете, из чего она сделана?
(Ответы детей).
Хозяюшка : Вот, например, стоит самовар, он сделан из чего? Правильно, из металла. Значит он … металлический. Это – чугунок маленький, а это большой, для приготовления еды, чугунок какой - он чугунный. Ложки расписные из чего изготовлены? Значит они какие? Деревянные.
Вот эта чашка сделана из глины, она глиняная.
Нелегкий был труд у людей, посуду изготавливать, поэтому
её берегли и обращались с ней аккуратно, чтобы посуда не разбилась.
А вот сейчас, посмотрите сюда. Как вы думаете, что это такое?
Дети! - Печка!
Хозяюшка : - Ой! Какие молодцы! Правильно это русская печь. А кто мне скажет, для чего нужна была печь? А сейчас есть в домах печи?
(ответы детей)
Хозяюшка : Ребята, смотрите, рядом что-то лежит. Что это такое?
Дети: Дрова! Воспитатель: - Правильно, дрова, а для чего они нужны? (ответы детей)
Хозяюшка : - Молодцы! Благодаря русской печи, в доме было тепло. А еще в печи готовили еду, пекли хлеб, пироги, потому что газовой плиты в те времена не было. Если ребятишки зимой приходили с улицы замершие, то непременно лезли греться на печь.
Хозяюшка :- Дети, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено)
Хозяюшка : - Правильно! Полено. А как вы думаете, с поленом можно играть? (Дети говорят – нет).
Хозяюшка : - Можно, ребята! Смотрите, что я нашла на нашей теплой печке.
(Хозяюшка достает полено, одетое в юбку и косынку) - Кто это?
(Ответы детей)
Хозяюшка : Давным-давно, когда у детей не было таких игрушек как
сейчас, игрушки делали из разного материала. Вот у меня в руках деревянная кукла Катя. С такими куклами играли в давние времена. Как называется кукла, сделанная из дерева?
Дети:- Деревянная!
-Ой, ребята смотрите, еще лежит на полке кукла!
Хозяюшка : А как вы думаете, из чего она сделана?
Дети:- Из глины.
Хозяюшка : - Как называется кукла, сделанная из глины?
Дети:- Глиняная!
Хозяюшка : - Красивые куклы? Но вот обидно, что с этими куклами
сейчас не играют, и служат они для украшения комнат, так как они
очень хрупкие.
Хозяюшка : - Ребята, предлагаю вам представить, что наши ручки, как куклы.
Давайте мы с вами поиграем.
Пальчиковая игра «Куколка» :
Наша куколка гуляла (шагают пальчики по левой руке)
И играла, и плясала, (шагают и пляшут в правую сторону и в левую)
А потом она устала – (медленно двигаются все пальчики)
Забралась под одеяло. (Реб. кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
До чего ж она устала (складываем ладошки вместе, под щечку).
Хозяюшка : Молодцы, ребята, хорошо мы поиграли.
-А теперь подойдите ко мне! Смотрите, еще одна кукла, из чего она сделана? - из соломы!
В далёкие времена дети играли в соломенные куклы. Сначала солому собирали, затем варили, чтобы она стала мягкой, блестящей, а затем подсушивали, скручивали, перевязывали ленточками и украшали.
(хозяюшка показывает соломенную куклу, дети рассматривают её.)
Хозяюшка : Ребята, а вот на кукле повязана красная лента, предлагаю вам хороводную игру с ней «Заря – заряница».
Игра «Заря-заряница» (дети встают под музыку в хоровод).
Слова хоровода:
Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
По небу ходила.
Вожжи обронила, вожжи золотые,
Ленты голубые.
1-2 не воронь, беги как огонь!
Хозяюшка : Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поиграли. А я вам хочу рассказать еще про кукол, прошло много лет и люди придумали другую куклу – тряпичную.
-Из чего она сделана? Как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Кукла, сделанная из лоскутков ткани, называется тряпичной.
- Ребята, а вы хотите узнать, в какие куклы я играла, когда была маленькая?
Тогда, располагайтесь удобно за столами и послушайте мой рассказ:
- Надо сказать, что куклы раньше были тоже, самые разные, конечно не такие красивые, как у вас сейчас. Но самые любимые были те, что делала я своими руками, их учила меня мастерить моя бабушка.
Вы, наверное, спросите, а из чего я делала себе кукол?
- Да из чего угодно: из тряпочек, из ниток, из соломы, из баночек, что было у нас в то время под руками, из того и делали.
Но вам я хочу показать, как можно сделать куколку из тряпочек, веревочек и тесьмы. (хозяюшка объясняет ход деятельности).
Хозяюшка : Вот и получилась у нас с вами куколка - пеленашка. Я бы назвала ее Минутка, т. к. сделала я ее очень быстро – за одну минутку. А, хотите, ребята мы тоже сделаем с вами такую куколку?
(Дети делают куклу из кусочков ткани, заранее приготовленных хозяюшкой).
Хозяюшка : Вот и готова наша куколка, ребята, а вам понравилась кукла? Давайте выберем ей имя из старинных русских имен. Я вам сейчас их назову: Мария, Полина, Анастасия, Варвара, Пелагея, Дуся, Фрося, Катя, Марфа. Поднимите руку, кто придумал уже имя? (Хозяюшка выслушивает ответы детей) Этих куколок вы можете забрать домой и играть с ними или можете подарить их своим близким.
Ребята, а теперь давайте встанем опять в кружочек, будем передавать друг другу клубок и делиться впечатлениями. У кого в гостях вы сегодня побывали? С какими новыми предметами познакомились? Какие виды посуды теперь мы знаем? Как называется посуда из глины?
Где раньше готовили еду? А зачем в избе еще была нужна печь? Чем топили русскую печь? Из чего мы научились делать куколку?
Хозяюшка : Мы сегодня с вами узнали, в какие куклы играли раньше. А с какими же куклами играть интереснее?
(ответы детей)
Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали и слушали. Молодцы!
А в заключение, по старой русской традиции, я хочу вас пригласить на чай из самовара, да угощу вас вкусными баранками из нашей печки, подходите, и угощайтесь! (Дети угощаются чаем из самовара, звучит запись песни «Пых-пых самовар»).