Ольга Хлыстова
Конспект НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» «Школа маленького пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Школа маленького пешехода»
Возраст детей: 5 - 7 лет
Способ организации: с подгруппой детей
Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, на практике применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности
Задачи:
• Закрепить знания о правилах безопасного поведения на дорогах, умение различать запрещающие, информационно-указательные и предупреждающие знаки;
Темочки:
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
• Способствовать развитию познавательных процессов, умения ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполнять совместные действия дружно и слаженно
• Формировать навыки осознанного поведения на улице и использования правил дорожного движения в повседневной жизни.
Задачи интегрированных образовательных областей : «Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.
«Художественно – эстетическое развитие». Приобщать детей к искусству создания памятки, формировать интерес к этому виду деятельности.
«Познавательное – развитие». Закреплять названия дорожных знаков.
«Социально – коммуникативное развитие». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Речевое развитие». Закрепить в словаре детей: светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.
Коррекционная работа: Упражнять в образовании приставочных глаголов; работать над преодолением нарушений (проговаривание слов сложного слогового состава).
Методы и приемы:
• Наглядные: демонстрация, использование ИКТ;
• Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа;
• Практические – упражнение, элементарные опыты, моделирование.
Предшествующая работа:
• беседа о правилах дорожного движения;
• дидактическая игра «Собери знак», «Определи знак»;
• рассматривание знаков дорожного движения;
• рассматривание иллюстраций: машины, разнообразные ситуации на дорогах.
Материалы и оборудование:
2 разрезные картинки о знаках дорожного движения, картинки «дорожные знаки»; фломастеры, клей, иллюстрации, письмо от детей, по 3 круга (5 см) зеленого и красного цветов; гость Помеха, угощение.
Технические средства: мультимедиа проектор, ноутбук
Ход НОД:
Воспитатель: Ребятки, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение (все дети и воспитатель встают в круг). Мы дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: У меня в руках письмо, которое прислали мне сегодня дети, которые учатся в1 классе. Давайте с вами прочитаем, что в нем написано:
«Сегодня ночью в городе пошалила Помеха, она испортила все дорожные знаки и светофоры. Помеха считает, что дорожные знаки никому не нужны, потому что никто все равно не знает, что они обозначают, и светофоры на дорогах тоже лишние. Мы не можем добраться в школу из-за неправильно работающих светофоров и спутанных дорожных знаков. Ребята, помогите нам исправить ситуацию на дорогах города.
С уважением, первоклассники!»
Воспитатель: В конверте есть фотография, давайте мы ее посмотрим. Да, ребята, Помеха действительно сделала опасной ситуацию на дорогах города. Поможем детям исправить все дорожные знаки и светофоры, чтобы они добрались до школы и не опоздали на занятия. (Слайд 1)
Дети: Поможем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что может произойти, если на улицах города не будет дорожных знаков (Слайд 2, 3)
Дети: Машины не будут знать, как им ехать правильно;
Пешеходы будут ходить по проезжей части;
Водители не будут знать, где можно заправить машину;
Машины могут задавить пешеходов;
Будет много аварий.
Воспитатель: Ребята, как же мы можем помочь детям навести порядок в городе?
Дети: Нужно рассказать, что обозначают дорожные знаки и как работает светофор,
В группу входит Помеха
Помеха: Это кто здесь хочет помочь детям навести порядок?
Воспитатель: Здравствуй, Помеха! Ребята хотят рассказать тебе, зачем нужны дорожные знаки и светофор и что они обозначают, чтобы ты поняла, что нельзя их портить. Ведь так, ребята!
Дети: Да.
Помеха: Можно подумать, что они знают, для чего нужны эти кружочки, квадратики, треугольники разного цвета!
Дети: Знаем! (Слайд 4, 5)
(Проводиться дидактическая игра «Собери знак» и расскажи про него). Дети делятся на 2 группы.
1 группа: Знак «Пешеходный переход»
Дети: В этом месте движение по пешеходному переходу
2 группа: Знак «Дорожные работы»
Дети: В этом месте идут дорожные работы, нужно быть внимательным.
Воспитатель: Вот видишь, Помеха, дети знают дорожные знаки и рассказали тебе, что они обозначают.
Помеха: Ну, про дорожные знаки вы знаете, а расскажите мне, как можно их разделить?
Дети: Их можно разделить на запрещающие, предписывающие, предупреждающие и информационные. Мы тебе сейчас расскажем. (Слайд 6, 7, 8, 9)
(Проводится игра «Определи знак») У каждого ребенка лежит карточка с изображением основы дорожного знака. По основе надо определить, какой знак: предупреждающий, запрещающий, предписывающий или информационный.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. А теперь давайте отдохнем немножко, и ты, Помеха, присоединяйся к нам.
Физкультминутка «Постовой»
(Координация речи с движением)
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте).
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз).
Здесь машины едут прямо (руки перед собой).
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны).
Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс).
Приглашает нас идти (шагаем на месте).
Вы машины, не спешите (хлопки руками).
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте).
Помеха: А я вам сейчас загадки загадаю! И вы не сможете их отгадать.
Загадки:
1. Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
2. Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.
Этот конь не ест овса.
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём (Велосипед)
3. Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. (Пожарная машина)
4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе,
А он держит их руками. (Троллейбус)
5. Две дорожки так узки,
Две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках. (Трамвай)
Помеха: Вот это да! Вы все загадки отгадали. Какие молодцы!
Воспитатель: А теперь садись к ребятам.
Я приготовила вам загадку, и вы поймете, что нам помогает переходить проезжую часть, слушайте внимательно:
Кто не знает до сих пор,
Что его предназначенье
Регулировать движенье?
Знать его обязан каждый.
Он простой, но очень важный.
Днем и ночью круглый год
У него полно забот:
Днем и ночью круглый год
Он сигналы подает.
Воспитатель: Что нам помогает переходить проезжую часть?
Дети и Помеха: Светофор!
Воспитатель: Сейчас дети помогут мне рассказать «Сказку о заветных огоньках» (Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребенок (красный огонек) : Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребенок (желтый огонек) : Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребенок (зеленый огонек) : Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Ребенок (светофор) : Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?
Дети: да, чтобы не было аварий и т. д.
Помеха:(Испуг) Ах, что же теперь будет! Я перепутала сигналы светофора!
Воспитатель: Не бойся, поиграй с ребятами и ты запомнишь как работает светофор. Слушайте внимательно задание: если загорится красный, сиди тихо – путь опасный; желтый, если загорится, надо хлопать, не лениться; свет зелё ный говорит: “Можно топать – путь открыт!”. Итак, задание понятно? Тогда начинаем!
Дети: (Выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными, и у вас все получилось. Теперь ты, Помеха, поняла, как нам необходим светофор?
Помеха: Да, ребята, я все поняла. Помогите мне, пожалуйста, все исправить в нашем городе, ведь я все испортила. Я поняла, что без дорожных знаков и светофора будет много аварий и несчастий (Плачет)
Воспитатель: Ребята, поможем Помехе?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Мы тебе нарисуем дорожные знаки и расставим их правильно, а ты потом сама по нашим рисункам все исправишь. Ты согласна?
Помеха: Да, согласна!
Дети: Рисуют и расставляют знаки (Слайд 10, 11).
Помеха: Ой, ребята, какие вы молодцы.
Воспитатель: Я хотела бы поиграть с вами в еще одну игру. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.
Вопросы:
1. Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
2. Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
3. Знает кто, что свет зеленый
Означает, путь открыт.
А что желтый свет всегда
О вниманье говорит?
4. Знает кто, что красный свет
Это значит, хода нет?
5. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
6 Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Помеха: (Удивление) Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится.
Воспитатель: Мы надеемся, Помеха, что ты больше не будешь хулиганить на дорогах?
Помеха: Извините меня, я больше так не буду. Спасибо, что помогли мне разобраться со знаками дорожного движения и с работой светофора. Вот у меня для вас есть подарок.
(Помеха дарит подарки и прощается с детьми).
Итог: Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в «Школе маленького пешехода»? Что вам запомнилось больше всего?
Мимические упражнения.
- Какая сердитая Помеха была сначала? (Слайд 13) Изобразите на лице -
нахмуриться (сердитесь)
- Как испугалась? Расширить глаза (страх, ужас)
-Как удивилась, что вы все знаете? Сморщить лоб, поднять брови (удивиться,
- Какое выражение лица было, когда плакала? При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 раз).
- Как Помеха радовалась? Смотрят друг на друга, улыбаются