наташа сидорова
Конспект НОД по познавательному развитию «Сладкие опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, при охлаждении - в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Сладкие опыты“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Развивать активность мышления : умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
У детей на столах стаканчики с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: свеча, металлическая емкость, тарелочка.
Мультимедийная установка.
Ход занятия:
«Доброе утро!»,- я вам говорю.
«Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам всем хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться!»
- Давайте, ребята поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся им и друг другу.
- Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я предлагаю вам стать исследователями и приглашаю вас в лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория? (специально оборудованное помещение, приспособленное для опытов и исследований).
Прежде всего, я хочу напомнить вам правила поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
-без разрешения ничего не пробовать;
-в уши, глаза ничего не засовывать;
-не нюхать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
- Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Возьмите в руки мешочек.
- Какой он на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? ( Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей).
- Правильно, это всем известный сахар. О сахаре говорят: «В поле родился, в котле варился, в воде растворился». Почему так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Какими свойствами обладает? Это мы сегодня и узнаем.
Презентация «Откуда к нам приходит сахар».
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд, которые нужно пропалывать от сорняков. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают свеклу от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины и везут на сахарные заводы. На заводе свеклу моют несколько раз, режут на мелкие кусочки или стружку и варят в больших чанах с добавлением воды. Вначале получается сладкая жидкость – патока. Потом эту жидкость нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Сахар отбеливают, и он становится белым, таким, каким мы видим его у себя на столе. По ленте сахар поступает в упаковочный цех. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения.
Где применяется и используется сахар?
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства сахара. Для этого нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыт №1
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он (ответы детей). Правильно: сыпучий.
- А теперь возьмите лупы и рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей).
Опыт №2
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей)
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды?
- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.
Варенье, чай, вареная картошка, мармелад, жареная рыба, шоколад, кисель, винегрет, мороженое, компот, уха, котлеты.
Опыт №3 «Сладкий и цветной».
В каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.
Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.
Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.
Опыт №4.
- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).
- Чтобы это проверить, я возьму свечу, немного сахара и буду его нагревать. Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей).
- Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
- Что Вам напоминает твердый сахар?
- А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому приготовила для вас леденцы. Но прежде чем угостить вас леденцами, я хотела бы спросить:
- Как вы думаете, дети, сладкие продукты полезны иливредны для здоровья? (Ответы детей).
- Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.
Польза:
• Сахар улучшает память.
• Сахар делает нас счастливыми.
• Сахар дает нам энергию.
Вред:
• Сладкое портит фигуру, приводит к ожирению.
• Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
• Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.
Итог занятия:
- Понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?