Светлана Еланцева
Конспект НОД по музыкальному воспитанию «Знакомство с русской ложкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с русской ложкой»
Цель:
Познакомить с русским народным музыкальным инструментом «ложки».
Задачи:
• Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек, разучивание приёма игры на ложках «Лошадка».
Публикация «Конспект НОД по музыкальному воспитанию „Знакомство с русской ложкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивающая: Развивать чувство ритма; развивать координацию речи с движением, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
• Воспитательная : воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Тип занятия: тематическое
Формы работы: групповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, ИКТ, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).
Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint «Ложки», видеоролик «Ложки деревенские» муз. и сл. З. Я. Роот, деревянные ложки.
Репертуар:
• Звук ложки;
• «Ложки деревенские» муз. и сл. З. Я. Роот;
• Ритмическое упражнение «Ложки»;
• Р. Н. П. «Ах, вы, сени.»
Ход занятия:
1. Организационный момент: (дети стоят полукругом)
СЛАЙД 1
Приветствие.
- «Здравствуйте, ребята!
- «Здравствуйте!»
-Я рада видеть вас. Какие вы сегодня красивые, нарядные. К нам сегодня пришли гости – это воспитатели нашего детского сада и других детских садов. Поздороваемся с ними (так же как с детьми, воспитатели отвечают).
«Я здороваюсь везде» «Здравствуйте!»
-Какая прекрасная погода сегодня. Какое время года на улице? (весна)
-Ребята, а мы с вами знаем песню о весне? (да)
- Давайте ее сейчас исполним
Песня «Веснянка»
-Хорошо стало на душе? Весело.
- Ребята, посмотрите, что находится на столе? (муз. инстр.) Назовите их.
- Ребята, а как можно еще назвать эти муз. инструменты? (р. н. и.)
Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов. А каким, вы узнаете, отгадав згадку.
СЛАЙД 2
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
(Ложка)
СЛАЙД 3
Дети отгадывают загадку.
Музыкальный руководитель :
Верно!
Я сегодня пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
- Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Послушайте, как они звучат.
Звук ложки
Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?
2. Изучение новой темы
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.
(дети садятся на стульчики)
Просмотр презентации «История возникновения ложки»
Музыкальный руководитель :
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложкарный промысел был распространён по всей России.
СЛАЙД 8
На Руси даже существовал день когда рубили дерево на выделку ложек. Это было 7 мая - Пелагея.
А 2 теперь апреля стал Международный день ложки.
СЛАЙД 9
Неокрашенные ложки использовались ежедневно.
СЛАЙД 10
Расписные ложки – праздничные. Они расписаны сказочными цветами и травами.
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
СЛАЙД 11
Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
- Ребята, сейчас мы послушаем муз. произведение, которое называется «Ложки деревенские». Внимательно его послушайте и скажите, какие музыкальные инструменты вы услышали. (слушание)
- Какие же м. и. вы услышали? (бубен, гармонь,)
-Ребята, а какое настроение вызвала у вас эта муз.? (веселое) Под нее что хочется делать? (танц)
Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе.
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. На ложках можно играть разными способами, например, если стукнуть ложками как бы скользя, то получается звук еще звонче. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Но сначала, ребята разогреем пальчики. (п. и. «Вышли пальчики гулять»)
Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки. Ваши ложки спрятались под стульчиками, возьмите их. Сделаем, ребята, большой круг.
Вы умеете считать?
Ритмическое упражнение «Ложки»
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть! Послушаем, как получается у Артема П., Саши П. (индив. работа)
(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова, затем садятся на стульчики)
СЛАЙД 13
Конечно, на ложках очень трудно играть. Но чтобы играть на ложках, как и на любом другом музыкальном инструменте, нужно много учиться.
Послушайте стихотворение:
Артем П.
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
Если виртуоз играет,
Ложки будто - бы летают.
Их в руках по три, по пять.
Даже трудно сосчитать!
-А сейчас мы посмотрим как выступают на сцене настоящие ложкари.
ВИДЕО
Посмотрели, как играют настоящие ложкари? Какая музыка прозвучала? (веселая, задорная)
- А сейчас я предлагаю вам немного подвигаться. Возьмем свои м. и., встанем в круг. Сейчас мы будем с вами кататься на лошадке. Внимательно послушайте, а потом мы вместе четко будем проговаривать слова и ударять ложками.
СЛАЙД 15 (демонстрация приёма «лошадка»).
Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
- А теперь попробуем быстрее. А теперь тихо.
(Сели)
Вы стали настоящими ложкарями. Я предлагаю вам создать свой собственный оркестр «Ложкарей»
(Р. Н. П. «Ах вы сени»)
3. Рефлексия.
Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу. О каком музыкальном инстр. вы сегодня узнали? (о ложках)
-Что нового вы ребята, узнали сегодня о ложке?
-А из чего их делают? (дерева)
- Из каких частей состоит ложка? (хором повторяют)
- Почему черпак назвали черпаком? (от слова черпать)
- Ребята, скажите, что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
-Молодцы! Вы были очень внимательными и старались.
Наше занятие подошло к концу.
«До свидания!»
«До свидания!» (дети уходят из зала).