Эльвира Муратова
«В гостях у тетушки Арины» Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный руководитель Муратова Эльвира Юсуфовна
Цель:
приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитании и бережного отношения и любви к ней.
Задачи:
Познакомить детей с народным творчеством, рассказать о значении вышивки на одежде и полотенцах.
Активизировать словарный запас детей, пополнить устаревшими словами :
горница, посиделки, утварь, рубаха, полотно, прясть.
Развивать познавательные и творческие способности старших дошкольников через синтез искусств.
Публикация «„В гостях у тетушки Арины“ Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей старшей группы» размещена в разделах
Развивать исполнительские навыки и умения детей в разных видах музыкальной деятельности : пении, игре на музыкальных инструментах, исполнении танцевальных движении.
Развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.
Развивать творческое воображение в процессе восприятия музыки и предметов народно-прикладного искусства.
Стимулировать творческие проявления детей в пении народных песен, в исполнении знакомых танцевальных движении в пляске.
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям, друг к другу.
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель (м. р.) : Приглашает нас, ребята, на посиделки тетушка Арина. Она – веселушка и хохотушка, любит песни петь, загадки загадывать, сказки сказывать. Живет она на краю села, вон в той избушке.
М. р. : По заснеженной тропинке мы пойдем степенным шагом. (Дети идут хороводным шагом)
А теперь мы пробежимся, как зимний ветерок. (Легкий бег)
Покатаемся на санках. (Пружинящие движения ног).
Топотушками покружимся (Топотушки)
М. р. А вот и горница нашей хозяюшки. Она большая рукодельница - умеет прясть, вышивать. Украсила комнату красивыми полотенцами. В старину комнату называли красивым словом - «горница».
Тетушка Арина (кукла) : Проходите, гостюшки дорогие,
Все в горницу приглашаются! И барышни – вертушки, и матрешки – хохотушки! И солдаты бравые, и дедуси ворчливые! Всех зовем ребятишек, девчонок и мальчишек. Будем петь да играть, старину вспоминать.
М. р. : Долгими зимними вечерами, чтобы время скоротать, собирались девицы красные и добры молодцы в горнице. Пели песни, девушки пряли пряжу, вышивали платки красивым узором. А ребята плели лапти, вырезали ложки деревянные, шутками развлекали своих подружек.
Какие же посиделки без песен?
Распевка. («Тюшки-тютюшки» - игра с использованием речи и звучащих жестов на развитие ритмического чувства. («Элементарное музицирование с дошкольниками» авторская программа Т. Э. Тютюнниковой).
М,р. : Ах, как тетушка Арина улыбается, понравилась ей наша игра. Давайте и мы улыбнемся. А еще тетушка Арина умеет хмуриться? А удивляться? А грустить? А радоваться?
(«Упражнения на развитие мимики»)
М. р. : Наша хозяюшка, тетушка Арина очень рада тому, что у нее двенадцать дочерей. Как вы думаете почему?
Он радуется потому, что все двенадцать: и Марьюшка, и Дарьюшка, и Аннушка, Олюшка, Полюшка, Зинаидушка, Лидушка, Ксюшенька, Иринушка, Зоюшка, Варварушка. Евдокиюшка растут помощницами.
Вы запомнили как зовут девочек. Давайте повторим.
("Упражнение на развитие артикуляции")
М:р. : Когда мы выражаем наши чувства на лице, это называют мимикой, а если мы будем выражать различные состояния жестами - это называется "пантомима". Попробуйте вспомнить и показать сейчас эти жесты, мы ими часто пользуемся.
(Упражнения на развитие пантомимы.)
«Удивление» - Развести руки в разные стороны.
«Не знаю» - приподнять плечи.
«Да, согласен»- покачать головой вверх- вниз.
«Нет» - покачать головой направо и налево.
«Радость» - выпрямить руки над головой.
«Вот так!» утвердительно топнуть ногой, раскрыть руки.
М. р. : А теперь, я хочу вас попросить спеть песню «Было у матушки двенадцать дочерей». Мы будем петь как настоящие народные певцы с жестами и яркой мимикой. Давайте покажем наше удивление, а потом восхищение этой дружной семье. Всю работу успевают сделать дочери: шить, ладно щи варить, и даже станцевать.
Пение: («Было у матушки двенадцать дочерей» - русская народная песня.
(Музыкальный руководитель в последнем куплете поет «А меньшую Дунюшку «Барыню» плясать» и предлагает детям принять участие в свободной пляске.)
«Барыня» - русский народный танец звучит в исполнении оркестра народных инструментов в аудиозаписи.
Тетушка Арина : Песню спели, в танец пустились. Ай, да молодцы! Порадовали тетушку Арину! Пора за работу браться, девицы - красавицы.
Садитесь на лавки, да платочки вот возьмите.
(М. р. раздает кружевные платки девочкам).
М. р. : (рассказ на фоне презентации «Сокровища русского орнамента»)
- Каждая девочка, девушка умела прясть, шить, вышивать.
Из льна пряли нить. Старались, чтобы нить получилась тонкой и ровной. Чем тоньше была нить, тем тоньше получалось полотно, тем красивее были сорочки и рубахи, тем уважительнее относились к рукодельнице. Ткань для рубахи рукодельницы ткали сами на станках. Кружевные узоры украшали ворот и рукава рубахи. Мастерицы вышивали красивые цветы, листья, плоды, птиц. Вышитая одежда не только украшала человека, но оберегала человека от болезней, неудач. Вышитыми полотенцами украшали стены горницы, они так же служили оберегом для хозяев дома.
Мастерица вышивая, думает и представляет каким узором она украсит белое полотно. Она представляет того человека, кому подарит платок ила рубаху. Отцу, матери, а может братцу милому. Пожелает в дальней дороге удачи. Мысли и чувства рукодельницы ложились стежками на полотно, и складывались словами в песне.
( Слушание: "Уж мы шили ковер" русская народная песня.)
Вот и наши девочки красивыми платками, на которых «застыли морозные узоры», похвастаются и покажут нам лирический хоровод.
Танцевальная импровизация с платками.
Тетушка Арина : Всех в гости пригласили, а кого же мы забыли? Ох!
(Вдруг из-за печки падает ложка.)
Тетушка Арина : Васенька, ты ли это балуешь?
Вася: Нет, не я! (Из-за печки снова падает ложка).
Тетушка Арина : Машенька, может, ты балуешь?
Маша: Нет, не я!
Тетушка Арина : Ой, ой, ой… Мы дедушку Домового забыли в горницу пригласить. Давайте его позовем!
Дети: Приходи к нам, дедушка Домовой, мы хотим играть с тобой.
(Муз. руководитель выводит из-за импровизированной печи куклу Домового).
Домовой : Апчхи! Апчхи!
Тетушка Арина : Здравствуй, дедушка Домовой,
Чего ты шалишь?
Домовой: А с чаво бы мне не шалить,
А нужно было меня в дом позвать.
Каши подать, - я бы и не шалил!
Тетушка Арина : Ну, Кузьма Кузьмич,- уважь, отведай кашки – то,
Да с ребятами поиграй… (Кормит его)
(Проводится пальчиковая игра «Как у бабушки Наташи»)
Дети: Как у бабушки Наташи (произносят шепеляво, по - старушечьи, держа кончики воображаемого платочка)
Ели пшенную мы кашу. (Соединяют ладоши перед собой, делая «тарелку», показывая ее в разные стороны).
Каша вкусная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки - «тарелкой» - указательным пальцем правой руки рисуют в воздухе «дымок»).
Каша вкусная, с дымком (меняют руки).
С хлебом (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутренней стороной ладони вниз - «ломоть хлеба»).
С маслом (левую руку кладут на правую сверху - «слой масла»).
С молоком! (Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы - «кружка»).
Взяли мы большую ложку (сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и в стороны – две «ложки»).
Съели кашу всю до крошки. (Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложку» ко рту).
Вот какая каша (снова делают «тарелку»).
У бабушки Наташи! (Произносят шепеляво, по - старушечьи, держась за «кончики платочка»)
Тетушка Арина : Ну как? Хороша каша?
Домовой: Ай, хороша… каша.
Тетушка Арина : Кузя, а Кузя. А что ты ребятишкам приготовил? Не прячь, покажи!
Домовой: (держит за спиной что-то). А вы отгадайте!
Деревянная подружка, без нее мы как без рук,
На досуге веселушка и накормит всех вокруг,
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
(достает из-за спины и показывает детям деревянную ложку)
Ложка деревянная!
М. р. Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент,
Не простые, расписные—древнерусский инструмент.
Ребята, чтобы наши ложки заиграли, зазвучали, что нужно сделать?
Дети. Ударить друг о друга две ложки.
М. р. Теперь мы можем назвать ложки музыкальным инструментом?
М. р. А что такое музыкальный инструмент?
Дети. Инструмент, который издает музыкальные звуки.
М. р. Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Дети. Балалайка, бубен, трещетка, дудочка, рожок.
М. р: Ребята, вы наверно поняли, что деревянные ложки на Руси использовали не только как кухонную утварь, но и как ударный музыкальный инструмент. В настоящее время деревянные ложки входят в состав оркестра народных инструментов.
Вот и сейчас предлагаю продолжить наши посиделки игрой на русских народных музыкальных инструментах. Выбирайте себе инструменты. Все готовы? А вы можете мне показать как играют настоящие музыканты - ложкари?
Я придумала для вас задание - сыграть на инструментах по ритмической схеме. (Показ и объяснение схемы)
- Какому звуку соответствует короткая ложка (короткому).
- Большая ложка? (долгому). Молодцы!
- А теперь ответьте, большой бубен - это долгий или короткий звук? (долгий).
- А маленький бубен? (короткий). Ну что ж, будьте внимательными и постарайтесь не сбивать с ритма своего соседа.
(Ритмическая видео игра.)
Тетушка Арина : Ох, и веселые к нам гости пришли. И пели они, и шутили, и на инструментах играли. Наступило время заканчивать посиделки. В народе есть такая традиция, без подарков ни кто из гостей не уходит. Поэтому мы с Домовенком Кузей приготовили вам необычные подарки - обереги. Мы хотим, что бы эти обереги зимой защищали вас от болезней и что бы вы весной собрались ко мне на посиделки здоровыми и веселыми.
До свидания!