Папки-передвижки

Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Зимние месяцы»

Светлана Исакова
Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Зимние месяцы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развитие эмоционально – познавательной сферы детей.

Задачи. Закрепить названия зимних месяцев по народному календарю, определив их характерные признаки; через систему творческих заданий развивать музыкальные способности, формировать у детей оценочное отношение к произведениям искусства; воспитывать интерес и уважение к творчеству композитора – классика П. И. Чайковского.

Публикация «Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе „Зимние месяцы“» размещена в разделах

. Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье, физкультура, безопасность.

Виды деятельности: музыкально – художественная, чтение художественной литературы, коммуникативная.

Методы и приё мы: наглядно –слуховой, словесный, практический.

Оборудование. Аудиозапись музыкального альбома «Времена года» П. И. Чайковского

Предварительная работа: беседа о композиторе П. И. Чайковском, знакомство с его альбомом «Времена года», разучивание колядок, повторение игры «Зимушка – зима».

НОД:

Дети спокойно входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Муз. руководитель: Сегодня наше занятие будет посвящено зимним месяцам. Проведём мы его необычно – в сопровождении музыки великого русского композитора

П. И. Чайковского, у которого есть музыкальный альбом «Времена года». Каждое музыкальное произведение здесь посвящено одному месяцу. Декабрь называется «Святки», январь – «У камелька», февраль – «Масленица».

Закроем глаза, погрузимся в музыку. (Звучит аудиозапись «Святки».)

Теперь ответим на вопросы: как называется музыкальное произведение? Какая музыка по характеру?

Обобщение. Эта пьеса написана в жанре вальса, поэтому давайте немного пофантазируем и представим себя танцующими на празднике. Каждый может танцевать, как хочет и как ему подсказывает музыка. (Дети танцуют, импровизируя.)

Ребята, хотите я вам расскажу, почему композитор назвал своё произведение, посвящённое декабрю, «Святки», да ещё и написал его так нежно, легко, танцевально?

Ответ на этот вопрос кроется в русских традициях. Исконное название декабря – студень. Декабрь считался волчьим временем. В древности думали, что злые чародеи – колдуны превращались в волков и съедали солнце и луну, поэтому сокращался день, рано наступал вечер. Чтобы избавиться от зла, проводили праздник Святки. Характерная особенность его в том, что в святочную неделю много было ряженых. Малышей вроде вас называли любовно «маленькие выряжонки».

Ещё в ту пору гадали. У поэта В. Жуковского есть такие строки:

Раз в крещенский вечерок За ворота башмачок,

Девушки гадали. Сняв с ноги бросали…

Композитор взял эти слова для определения и названия, и характера пьесы. Девушки гадали с надеждой на лучшее и ждали своего жениха. Мы с вами также праздновали Святки и пели колядки. Давайте вспомним одну из них.

Дети поют колядку «Пришла коляда».

Следующий месяц можно определить по загадке:

Повернуло солнце к лету,

Что за месяц это?

(январь.)

Про него говорили так: «Январь – году начало, зиме середина», «Хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк», «Январь – весне дедушка». В январе небо проясняется синевой, словно проталиной, снег становится как будто тоже синим. Старинное название января – просинец. Считают его самым морозным месяцем зимы.

Как приятно в мороз сидеть дома в тепле у камина и мечтать.

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонёк,

И свечка догорела.

(А. С. Пушкин)

П. И. Чайковский назвал музыкальную картинку января «У камелька». Послушаем.

(Звучит аудиозапись.)

Детям предлагается определить своё настроение от встречи с музыкой.

После этого проводится музыкально-дидактическая игра «Весело – грустно».

(Нужно определить настроение музыки, подняв картинку с изображением мальчика, у которого очень грустное выражение лица, если музыка грустная; с изображением улыбающегося мальчика, если музыка весёлая; с изображением мальчика, у которого сосредоточенное выражение лица, если музыка спокойная.)

Как называется третий месяц зимы? (Февраль.)

У февраля много названий. За морозы и снега его прозвали лютнем, снежнем, вьюговеем, но давали и ласковое название – свадебник. Традиционно свадьбы на Руси справляли после Святок и до Масленицы.

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

(П. Вяземский)

В давние времена встреча Масленицы проходила торжественно. Начинали – починали её ребята. С первым проблеском зорьки высыпали они толпою строить снежные горы. Краснее всех из них говоривший заранее выучивал со слов старой бабки заклинание: «Душа ль ты моя, Масленица! Приезжай к нам в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.» К концу заклинания горы были готовы. А дома и блины начинали плясать в горшке с опарою, просясь на сковороды, а там и к православным в рот. «Приехала Масленица, приехала!» - кричали ребята, разбегаясь по домам. Ел блинов вволю люд честной.

А потом с песнями, с пляскою носили и возили по улицам дерево, причудливо украшенное бубенцами, колокольчиками да яркими лоскутьями. После этого возили Масленицу.

Послушаем «Февраль» - «Масленица» П. И. Чайковского, а потом ответим на вопросы: как называется произведение? Какая музыка по характеру?

Масленица семь дней гуляет. В это время пекли пироги, отмечали её играми, шутками, плясками, кулачными боями, катанием на тройках лошадей.

Предлагаю и нам поиграть, вспомнить игру «Зимушка – зима».

Давайте рассмотрим иллюстрацию картины Б. Кустодиева «Масленица» и ещё раз послушаем пьесу П. И. Чайковского.

Провожали Масленицу с жалостью:

А мы Масленицу провожаем, Ой, ты Масленица! Воротись,

Важно, тяжко по ней вздыхаем! Через год покажись.

Давайте проводим Масленицу и споём ей прощальную песенку на слова «Ты прощай, прощай, наша Масленица». (Дети импровизируют мелодию на заданный текст.)

Предлагаю вам передать свои впечатления от встречи с зимними месяцами и музыкой

П. И. Чайковского. (Сюжетное рисование. Рассматривание детских работ.)

Дети отвечают на вопросы: как назывались зимние месяцы в старину? Какое музыкальное произведение понравилось больше и почему?

Выслушиваются ответы детей. Музыкальный руководитель прощается с детьми.

Публикации по теме:

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании детей в подготовительной группе Цель:Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, знакомство детей с дымковской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Зимние месяцы»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 11:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Зимние месяцы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Исакова (УИ 156644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД