Светлана Исакова
Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Зимние месяцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие эмоционально – познавательной сферы детей.
Задачи. Закрепить названия зимних месяцев по народному календарю, определив их характерные признаки; через систему творческих заданий развивать музыкальные способности, формировать у детей оценочное отношение к произведениям искусства; воспитывать интерес и уважение к творчеству композитора – классика П. И. Чайковского.
Публикация «Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе „Зимние месяцы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
. Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье, физкультура, безопасность.
Виды деятельности: музыкально – художественная, чтение художественной литературы, коммуникативная.
Методы и приё мы: наглядно –слуховой, словесный, практический.
Оборудование. Аудиозапись музыкального альбома «Времена года» П. И. Чайковского
Предварительная работа: беседа о композиторе П. И. Чайковском, знакомство с его альбомом «Времена года», разучивание колядок, повторение игры «Зимушка – зима».
НОД:
Дети спокойно входят в зал и рассаживаются на стульчики.
Муз. руководитель: Сегодня наше занятие будет посвящено зимним месяцам. Проведём мы его необычно – в сопровождении музыки великого русского композитора
П. И. Чайковского, у которого есть музыкальный альбом «Времена года». Каждое музыкальное произведение здесь посвящено одному месяцу. Декабрь называется «Святки», январь – «У камелька», февраль – «Масленица».
Закроем глаза, погрузимся в музыку. (Звучит аудиозапись «Святки».)
Теперь ответим на вопросы: как называется музыкальное произведение? Какая музыка по характеру?
Обобщение. Эта пьеса написана в жанре вальса, поэтому давайте немного пофантазируем и представим себя танцующими на празднике. Каждый может танцевать, как хочет и как ему подсказывает музыка. (Дети танцуют, импровизируя.)
Ребята, хотите я вам расскажу, почему композитор назвал своё произведение, посвящённое декабрю, «Святки», да ещё и написал его так нежно, легко, танцевально?
Ответ на этот вопрос кроется в русских традициях. Исконное название декабря – студень. Декабрь считался волчьим временем. В древности думали, что злые чародеи – колдуны превращались в волков и съедали солнце и луну, поэтому сокращался день, рано наступал вечер. Чтобы избавиться от зла, проводили праздник Святки. Характерная особенность его в том, что в святочную неделю много было ряженых. Малышей вроде вас называли любовно «маленькие выряжонки».
Ещё в ту пору гадали. У поэта В. Жуковского есть такие строки:
Раз в крещенский вечерок За ворота башмачок,
Девушки гадали. Сняв с ноги бросали…
Композитор взял эти слова для определения и названия, и характера пьесы. Девушки гадали с надеждой на лучшее и ждали своего жениха. Мы с вами также праздновали Святки и пели колядки. Давайте вспомним одну из них.
Дети поют колядку «Пришла коляда».
Следующий месяц можно определить по загадке:
Повернуло солнце к лету,
Что за месяц это?
(январь.)
Про него говорили так: «Январь – году начало, зиме середина», «Хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк», «Январь – весне дедушка». В январе небо проясняется синевой, словно проталиной, снег становится как будто тоже синим. Старинное название января – просинец. Считают его самым морозным месяцем зимы.
Как приятно в мороз сидеть дома в тепле у камина и мечтать.
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонёк,
И свечка догорела.
(А. С. Пушкин)
П. И. Чайковский назвал музыкальную картинку января «У камелька». Послушаем.
(Звучит аудиозапись.)
Детям предлагается определить своё настроение от встречи с музыкой.
После этого проводится музыкально-дидактическая игра «Весело – грустно».
(Нужно определить настроение музыки, подняв картинку с изображением мальчика, у которого очень грустное выражение лица, если музыка грустная; с изображением улыбающегося мальчика, если музыка весёлая; с изображением мальчика, у которого сосредоточенное выражение лица, если музыка спокойная.)
Как называется третий месяц зимы? (Февраль.)
У февраля много названий. За морозы и снега его прозвали лютнем, снежнем, вьюговеем, но давали и ласковое название – свадебник. Традиционно свадьбы на Руси справляли после Святок и до Масленицы.
Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
(П. Вяземский)
В давние времена встреча Масленицы проходила торжественно. Начинали – починали её ребята. С первым проблеском зорьки высыпали они толпою строить снежные горы. Краснее всех из них говоривший заранее выучивал со слов старой бабки заклинание: «Душа ль ты моя, Масленица! Приезжай к нам в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.» К концу заклинания горы были готовы. А дома и блины начинали плясать в горшке с опарою, просясь на сковороды, а там и к православным в рот. «Приехала Масленица, приехала!» - кричали ребята, разбегаясь по домам. Ел блинов вволю люд честной.
А потом с песнями, с пляскою носили и возили по улицам дерево, причудливо украшенное бубенцами, колокольчиками да яркими лоскутьями. После этого возили Масленицу.
Послушаем «Февраль» - «Масленица» П. И. Чайковского, а потом ответим на вопросы: как называется произведение? Какая музыка по характеру?
Масленица семь дней гуляет. В это время пекли пироги, отмечали её играми, шутками, плясками, кулачными боями, катанием на тройках лошадей.
Предлагаю и нам поиграть, вспомнить игру «Зимушка – зима».
Давайте рассмотрим иллюстрацию картины Б. Кустодиева «Масленица» и ещё раз послушаем пьесу П. И. Чайковского.
Провожали Масленицу с жалостью:
А мы Масленицу провожаем, Ой, ты Масленица! Воротись,
Важно, тяжко по ней вздыхаем! Через год покажись.
Давайте проводим Масленицу и споём ей прощальную песенку на слова «Ты прощай, прощай, наша Масленица». (Дети импровизируют мелодию на заданный текст.)
Предлагаю вам передать свои впечатления от встречи с зимними месяцами и музыкой
П. И. Чайковского. (Сюжетное рисование. Рассматривание детских работ.)
Дети отвечают на вопросы: как назывались зимние месяцы в старину? Какое музыкальное произведение понравилось больше и почему?
Выслушиваются ответы детей. Музыкальный руководитель прощается с детьми.