Елена Каменцева
Конспект НОД по музыкальному развитию детей подготовительной к школе группы «Колокола России»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытая непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию детей подготовительной к школе группы «Колокола России».
Цель - формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию музыкальной, художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по музыкальному развитию детей подготовительной к школе группы „Колокола России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Знакомить детей с православными праздниками и традициями на Руси.
- Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
- Познакомить детей с храмами и храмовым искусством.
- Познакомить с музыкальным инструментом - колокольчиком, рассмотреть строение и разнообразие его звучания.
- Познакомить детей с русским композитором С. В. Рахманиновым и его музыкой.
- Донести до детей через музыку художественную ценность духовной культуры, величие Руси.
2. Развивающие :
- Развивать навык внимательного слушания музыкальных произведений, умения дать характеристику музыке.
- Развивать звуковысотный слух.
- Развивать в детях духовное начало.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине.
Материал и оборудование: презентация с иллюстрациями колоколов, храмов; колокольчики разных размеров, аудиозапись колокольных звонов, видеозапись музыки С. В. Рахманинова "Концерт №2 для фортепиано с оркестром»
Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Ход НОД.
Под музыку дети входят в музыкальный зал и присаживаются на стульчики.
(слайд №1) Муз. рук. : Здравствуйте, ребята. Вот и закончились веселые деньки Масленицы, когда мы лакомились блинами и веселились. Теперь наступил Великий пост, который нужен людям для очищения души. А после него наступит радостный православный праздник Пасхи. Издавна на Руси люди отмечали этот праздник. В этот день все шли в храмы и молились Богу. В нашей станице тоже есть храм, куда люди идут на праздник Пасхи. Вы знаете, как он называется? Это храм Николая Чудотворца (слайд №2). В столице нашей Родины, г. Москве, есть храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и другие храмы (слайд №3,4). После службы в храме всегда звучат колокола. Я предлагаю вам отправиться вместе со мною на звонницу храма и послушать колокольный звон.
Просмотр видеоролика «В звоннице»
Слышу вас, колокола, над землею,
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать-Россия!
Колокольный звон - это целая наука и этому люди обучаются. Существует несколько видов колокольного звона. «Благовест» - мерные удары в большой колокол - это призыв к началу службы в Храме.
Слушание колокольного звона «Благовест»
"Трезвон" – удары трижды в несколько или все колокола вместе.
Слушание колокольного звона «Трезвон».
«Перезвон» - удары во все колокола по очереди на большие праздники. Слушание колокольного звона «Перезвон».
«Набат» - тревожные удары в большой колокол.
Слушание колокольного звона «Набат».
Так, на Руси по виду колокольного звона люди знали, о чём звонят колокола. Либо колокольный звон звал людей на службу в Храм, либо мог сообщать о каком то страшном событии, например, о наступлении войны, или о радостном событии, например, о большом церковном празднике (показ иллюстраций).
Проводится дидактическая игра «Когда звонят колокола».
Сегодня мы с вами рассмотрим колокольчики – уменьшенные копии колоколов. Красивые, не правда ли? Давайте определим, какую они имеют форму? Формой они похожи на юбочки. Посмотрите, у каждого колокольчика есть язык, с помощью которого он звучит, у колокола его называют «ботало». И, конечно же, у всех колокольчиков есть свой звук, своя музыка. Она зависит от величины. У маленьких колокольчиков звук тоненький и звонкий (показ, а у больших колокольчиков звук ниже (показ). Так и на колокольне есть колокола разной величины, поэтому и разного звучания (слайд №5). А вот – Царь-колокол, самый большой в мире (слайд №6). Правда, он никогда не звонил. Сейчас это памятник архитектуры и находится он в Москве, на Красной площади. Его длина и ширина составляют 6 метров, а весит он 200 тонн. Неудивительно, что иностранные гости говорят: "Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти во всём мире!"
А теперь подойдите к столику, станьте вокруг него. Сейчас мы сделаем небольшую разминку и вы возьмете колокольчики.
Проводится физ. минутка «По кружочку».
Возьмите колокольчики, которые вам достались, сначала позвоните в них, послушайте их звучание (Дети звонят). А теперь отвернитесь. На кого я буду показывать, тот поворачивается и звонит в колокольчик, а вы должны угадать какой он величины.
Проводится музыкально-дидактическая игра "Какой колокольчик звучит?»
А теперь давайте подойдем к своим стульчикам и сыграем на колокольчиках свою музыку под музыкальное сопровождение.
Дети играют на колокольчиках под музыкальное сопровождение.
Муз. рук. : Музыка колоколов очень понравилась русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. Серё жа Рахманинов с детства полюбил их волшебный звон: то призывный мощный, то высокий светлый. В детстве Серёжа Рахманинов любил гостить у своей бабушки, близ города Новгорода. Новгород славился своими колокольными звонами. Утренние, вечерние звоны далеко разносились в тишине деревни. Бабушка Серёжи часто ходила в церковь. Она брала с собой и любимого внука. Там он и услышал впервые звуки колоколов. Он был заворожен этим звоном, услышал красоту звучания и почувствовал "душу колокола". Когда Сережа вырос и стал композитором, свою любовь к колоколам он по-своему выразил в своей музыке. В звуках, похожих на колокольный звон, он выражал и глубокую тоску, и радость, и тревогу. Музыку, созвучную звучанию колоколов, мы с вами послушаем сейчас.
Слушание видеозаписи «Концерт №2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова» (начало).
Муз. рук. : Так начинается 2-ой фортепианный концерт С. В. Рахманинова. Сначала мы слышим, как раскачивается огромный колокол, с каждым ударом, набирая силу. Звуки колокол виртуозно исполняет на рояле известный пианист Денис Мацуев. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Ответы детей.) Дети, вы услышали тревожность музыки, что вы представили в этот момент? (Предположения детей : наступают полчища врагов, дети дома одни и они боятся, что кто-то бродит по комнатам, у них чувство страха и т. д.)
Муз. рук. : Вы правильно услышали. Эта музыка тревоги, неспокойствия души, поэтому и Сергей Рахманинов говорил, что он слышит смятение души, тревогу. В тоже время музыка широкая, раздольная, показывающая величие нашей Родины.
Ребята, вам понравилась музыка? Кто написал эту музыку? Хотели бы вы ее еще послушать? Мы сейчас продолжим слушание музыки Рахманинова, когда вы будете рисовать. Сегодня я предлагаю вам нарисовать колокола. Давайте внимательно посмотрим, как это можно это сделать.
Просмотр видеоролика «Рисуем колокольчик»
Прежде чем сесть за столы мы разомнем пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «Колокольчик»
Дети садятся за столы и начинают рисовать, звучит музыка Рахманинова. В завершении дети показывают свои работы.
Муз. рук. : Ребята, у вас все отлично получилось. Сегодня вы были внимательны, вместе слушали, определяли звучание колокольчиков, чувствовали радость, тревогу в музыке, восхищались прекрасным звучанием колокола - символа нашей Родины. Вам понравилось наше путешествие по звоннице храма? Что сегодня вам было наиболее интересно? (ответы детей). Ваши колокола подарите дома маме, и не забудьте рассказать родителям о музыке колоколов и о композиторе, с которым вы сегодня познакомились.
Дети идут в группу.