Сёмина Галина Вадимовна
Конспект НОД по математике в старшей группе «На бабушкином дворе»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «ЦРР-детский сад
«Тополёк»
Конспект
НОД по математике
«На бабушкином дворе»
В-ль: Сёмина Г. В.
Программное содержание:
Продолжать формировать навык сравнения двух групп предметов в пределах 9, устанавливать из неравенства равенство, добавляя один предмет, использовать в речи выражения 9>8 на 1, 8<9 на 1, предметов столько, сколько, одинаково, поровну. Закреплять знания о цифрах 9,8. Развивать умение детей пользоваться знаками >, <, = при сравнении цифр 9 и 8. Закреплять знания детей о днях недели. Закреплять понятие о порядковых числительных. Расширять пространственное представление: слева, справа, впереди, за. Упражнять в определении независимости количества предметов от их веса. Развивать умение анализировать изображение фигур, выделять в них геометрические формы, составлять заданные силуэты из частей по образцу. Развивать логическое мышление, внимание, умение самостоятельно выполнять задание.
Публикация «Конспект НОД по математике в старшей группе „На бабушкином дворе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Материал : 9 резиновых игрушек-гусей, 8 зайцев; колобок из папье-маше, разд. мат. (петушки, фасоль, карточки с 2мя полосками, домики из картона с набором цифр, схемы изображения лисы; модель дома, цифры, знаки >, <, =, камешки, листочки бумаги, цветные палочки, тазы с водой.
Звучит песня «Если долго, долго…». В группу входит Красная Шапочка.
- Здравствуйте, ребята. Как много собралось вас на станции «Лесная». А я вот иду к бабушке. Вы меня узнали? Да, я Красная Шапочка. Давайте с вами познакомимся. Как тебя зовут, а тебя? Я у бабушки своей так давно не была. Зимой ведь через лес очень тяжело идти. А теперь наступила весна, я решила пойти в гости к бабушке. А вы то знаете, что уже наступила весна? А какой первый месяц весны, второй, третий? Да, быстро годы летят.
В году есть месяцы, недели, дни. Вот сегодня суббота, ведь так? (четверг). А сколько всего дней в неделе? Какой будет завтра, был вчера? Как бы мне лучше запомнить дни недели? Придумала! Вставайте в круг. А я буду называть день недели кому-то из вас бросать мяч. Вы называете следующий день недели и возвращаете мяч или т. д. Спасибо, я теперь лучше знаю, что за понедельником вторник, за четвергом пятница. И, что сегодня четверг, а не суббота. А вы хотите со мной отправиться к моей бабушке? К ней можно доехать на поезде. Нужно всем обязательно купить билеты. Но билеты на этом вокзале можно купить только за вежливое слово.
Красная Шапочка «покупает» билет, читает стихотворение:
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил:
Дайте лучшие места,
Вот моё пожалуйста.
А теперь вы купите билеты. Какие волшебные слова вы знаете?
Все сели. Алёна, правильно ты заняла свое место? Как ты догадалась, что должна сидеть здесь? А кто сидит слева от тебя? За тобой? А ты? Руслан, правильно занял свое место? А кто сидит впереди тебя, справа? «Едут» под музыку. Ну вот мы и приехали. Выходить нужно по очереди, чтобы не попасть под колеса. Встаньте друг за другом, чтобы я запомнила всех вас получше. А сколько нас всего? Посчитай, Юля. А я знаю, как считать по-другому, по порядку. А вы умеете? Посчитай, Руслан. А вы запоминайте какая по счету ты, Лена, а ты, Катя? До бабушкиного дома совсем близко, вот только через ручей перейти и до дома как рукой подать. Через ручей 2 мостика – один узкий, другой широкий. По какому нам лучше пойти? А почему? Прошли, стучимся в дом.
Что-то бабушки дома нет, но не беда, она скоро наверно придет. Присаживайтесь, отдохните. Ой, ребята, посмотрите, какой бабушка колобок румяный, пышный, да круглый-круглый испекла, меня наверно в гости ждала. Она и не знает, что у нее столько гостей, вот обрадуется! Скажите, а что бывает по форме похоже на Колобок? (яблоко, мяч, апельсин, шар). Молодцы!
Раздается гусиный крик.
- Ой, что же это! Посмотрите, да тут что творится. Зайцы из леса прибежали, перепутались с бабушкиными гусями. Давайте поможем бабушке навести порядок, разместить отдельно гусей от зайцев: гусей мы поставим с этой стороны, а зайцев с другой. Только сначала надо их пересчитать, чтобы потом бабушке рассказать.
- Сколько гусей(9)Пересчитай, Катя.
- Сколько зайцев(8)Пересчитай, Надя. Что можно сказать про количество гусей и зайцев?
- Чего больше гусей или зайцев?
- На сколько гусей больше, чем зайцев?
Значит число 9 больше 8 на один. А я умею считать от 9 до 1. А вы умеете? Посчитай, Лена гусей, а ты, Алена зайцев. Ребята, давайте мы зайцев отправили в лес. Возьмите по одному зайцу и отнесите их под ёлочки. Каждого зайца спрячьте под ёлочку, чтобы волк их не съел. Только тихо подойдите, а то вдруг волк услышит.
Ну вот, зайцев отправили, а гуси пусть пасутся у пруда.
А теперь давайте тихо сядем на стульчики.
Ой, ребята, что же здесь за корзиночка. Да в ней какие-то мешочки разноцветные. Загляну-ка я в один. Но у меня что-то не получается. Попробую, назову цвет и цифру. Получилось. Сейчас я вам всем дам по мешочку, но открыть его можно, назвав цвет и цифру. Какого цвета у тебя, Надя, мешочек, а цифра? А у тебя, Руслан, у тебя, Юля?
Высыпьте содержимое на поднос. Ох, да тут беспорядок какой. Петушки голодные. Давайте бабушке и тут поможем. Положите перед собой курточку так, чтобы зеленая полоска была вверху.
Поставьте всех петушков на полоску.
– Сколько петушков? Посчитай, Надя, громко. А вы все проверяйте. Все согласны, что 9?
А какой цифрой можно обозначить кол-во петушков? Иди, Руслан, найди эту цифру и поставь ее на фланелеграф.
- Какой цифрой ты обозначил кол-во петушков(9) А теперь на нижнюю полоску положите под каждым петушком по одной фасолинке. Всем хватило? Сколько фасолинок(8) Юля считает вслух, вы проверяйте. Какой цифрой можно обозначить кол-во фасолинок? Иди, Надя, найди нужную цифру и поставь её рядом с цифрой 9.
- Ребята, а в школе меня учитель учил ставить знаки >, <. А вы умеете? На что похож знак >? В какую сторону открыт клюв птицы? (туда, где больше) (Иди, Лена, поставь) Сколько у нас петушков(9) А фасолинок? Что можно сказать про кол-во петушков и фасолинок? Чего больше? На сколько (на1) Значит цифра 9 >8 на 1.
Иди, Лена, поставь знак между цифрами 9 и 8. Правильно Лена поставила? Прочитай, Руслан, что получилось. (9>8).
Ребята, всем ли петушкам хватило фасолинок? Сколько надо добавить фасолинок? Сколько дать тебе, Катя, а тебе, Лена? Почему? Положите еще по одной фасолинке. Сколько стало теперь фасолинок? (9) Что можно сказать про кол-во петушков и фасолинок? Какой цифрой мы обозначим кол-во фасолинок. Иди, Катя, найди цифру 9 и поставь её рядом с другой цифрой 9. Ребята, а какой теперь знак можно поставить между этими цифрами(=) Иди, Алена, поставь знак =. Что получилось(9=9)
Вот, молодцы! Помоги бабушке накормить петушков. Сложите петушков и фасоль на поднос и отнесите подносы вон на эту лужайку, пусть петушки гуляют. Ребята, давайте отдохнем. Подняли руки вверх, потянулись к солнышку.
Физкультминутка:
Дети танцуют под музыку «Жили у бабуси».
Ребята, а не проверить ли нам наших гусей, не ушли ли они куда. Посмотрите, сколько здесь у воды камешков, перьев. Возьмите себя в руку по одному камешку, а в другую по несколько перышек. Какой камень тяжелый или легкий? А перышки? (легкие) Сколько камней? А перышек? Значит вес не зависит от количества предметов. Как вы думаете, камень утонет или нет? Опустите аккуратно в воду. Что произошло? (утонул) А теперь опустите перышки. Утонули или нет? Почему? Тяжелые предметы тонут, а легкие – плавают.
Ребята, не видно ли бабушки, не вернулась ли она? Нет, не видно.
Давайте тогда в игру поиграем. Она называется «Посели жильцов». У вас есть домики и цифры. Надо расположить цифры так, чтобы рядом не было одинаковых цифр. Какие цифры лежат у вас на подносах, назовите (5,6,7). Вот и расселите их. Инд – я помощь. Детям, которые быстро справляются с заданиями, даю еще один вариант (цифры 2,3,4). Молодцы! Все знаете, все умеете.
А загадку мою сможете отгадать?
Пришла из леса хищница рыжих кур посчитать (лиса).
Кто это? А сможете сложить лису из геометрических фигур? У вас есть схемы. Лису выкладываем на столе. Все справились? Молодцы!
Появляется бабушка.
- Здравствуй, внученька. Да ты не одна, сколько друзей с тобой. Как я рада. А я вот в лес ходила, посмотрела, не ожила ли природа, не проснулась ли ото сна. Ведь весна на дворе. А, расскажите-ка мне, ребята, чем же вы здесь без меня занимались?
- Мы посчитали гусей и зайцев. Гусей было 9, а зайцев 8. Зайцев мы отнесли в лес, а гусей оставили пастись. Петушков накормили фасолью. Петушков было 9, а фасолинок 8. Потом мы добавили по одной фасолинке и их стало поровну, по 9. Ещё мы научились пользоваться знаками >, <, =. Поиграем в игру «Посели жильцов», складывали из геометрических фигур в лесу.
Бабушка – Ах, молодцы! А я вас сейчас чаем угощу с вкусными цветочками. В лесу цветов еще нет, вот я вам и напекла их.
Дополнительная игра:
У детей на столах по 4 палочки. Задание: сложить из 4х три, не убирая ни одной. Из 4х семь.