Родичева Надежда Владимировна
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Методическая разработка НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа : старшая
Тема: «Наше путешествие в сказке. Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательная
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС „Путешествие в сказку, Порядковый счет до 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Порядковый и обратный счет
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.
Задачи:
Образовательная: способствовать накоплению умений у детей считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.
Развивающая: развивать социальные навыки умения детей работать в группе, в паре; находить решение.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Виды детской деятельности: продуктивная,игровая, музыкально-художественная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.
Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, игрушка- леший, «дощечки» с цифрами, иллюстрации со сказочными героями, макет платья.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатели с детьми образуют круг.
Создание игровой мотивации.
– Ребята, помните, к нам в группу приходило письмо. Оно было из волшебной страны.
Кто помнит, что было в конверте и что написано в письме? (Карта, Добрая Фея приглашала нас отправиться в сказочное путешествие во вторник.)
-Дети, а сегодня какой день недели? (Вторник.) Значит, нам пора отправиться в путь.
– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)
–Дети, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
– Какой день недели идет после вторника? воскресенья? субботы? (Среда, понедельник, воскресенье.)
– Какой день недели идет перед вторником? средой? четвергом? (Понедельник, вторник, среда.)
– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)
– Молодцы! А на чем же мы отправимся в сказочную страну (Автобус, поезд.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Я предлагаю полететь вам на волшебном ковре-самолете. Согласны со мной? (Ответы детей)
– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии с цифрой на билете и цифрой на местах в нашем транспорте.
Основная часть:
Путешествие в сказочную страну по карте.
Станция «Геометрические фигуры»
–Дети, мы летим в сказочную страну, кто какие сказки знает? (Ответы детей)
– Смотрите, мы оказались на поляне геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине.)
–Дети, давайте разделимся на три команды: команда под цифрой 1 будет собирать фигуры красного цвета, команда по цифрой 2 будет собирать фигуры зеленого цвета, а команда 3 собирает фигуры желтого цвета. А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. (Самостоятельная работа детей) .
– Итак, сколько групп у вас получилось? (3)
– Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)
– Молодцы! Убрали поляну. Идем дальше!
Станция «Ремонт моста»
–Дети, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .
– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке.
– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 5, 2, 10? (6, 3, 9.)
– Назовите соседей цифр 4, 3, 9? (3 – 5, 2 – 4, 8 – 10.)
Молодцы, все сделали правильно!
–Дети, мы отремонтировали наш мост, идем дальше.
Станция «Лесная чаща»
–Дети, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке? (Леший.)
– Какой он? (Грустный.) Наверное, у него что-то случилось. Смотрите, у него в руках конверт, давайте посмотрим, что там. (Дети вскрывают конверт и видят карточки с точками и цифрами.) Как вы думаете, что случилось с лешим (Он не знает цифры, у него не получается рисунок) Дети, давайте поможем Лешему. (индивидуальная работа по карточкам).
– Молодцы, помогли Лешему, справиться с заданием! (рисунок шишка). Леший благодарит нас, а нам пора идти!
Станция «В гостях у сказки»
– Ребята, мы пришли в сказочный город. Кто здесь живет? (Мальвина, Буратино, Пьеро)
А сейчас, со сказочными героями мы немного отдохнем!
Динамическая пауза: «Буратино потянулся»
-Что они делают? (сидят за столом, пишут, рисуют)
-Нет, они решают задачи. Поможем им? (Да)
Мальвина:
Три яблока из сада Ежик притащил,
Самое румяное Белке подарил!
С радостью подарок получила Белка.
Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)
Буратино:
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело!
Сколько всех их прилетело? (7)
Пьеро:
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
– Молодцы!
Мальвина приглашает вас за стол. Садимся за столы парами в соответствии с номерами на билетах. (Дети рассаживаются.) Мальвина- модница очень любит красивые платья. Давайте нарисуем ей красивое платье и подарим.
Самостоятельная деятельность детей за столами, в парах.
Заключительная часть:
–Дети, вот и заканчивается наше путешествие по сказочному городу. Пора отправляться домой.
– Понравилось вам путешествие? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли сказочным героям справиться с заданиями. Попрощайтесь с друзьями. Нам пора возвращаться домой.
(Дети с воспитателем садятся на ковер-самолет и летят домой.)
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, игровая.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Задачи.
1. Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).
2. Умение уменьшать и увеличивать число на единицу.
3. Повторить состав числа 5.
4. Продолжать ориентироваться на листе бумаги, закрепить название фигур.
5. Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах.
6. Развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.
7. Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.
Планируемые результаты: считать предметы в пределах 5; имеет элементарное представление о составе числа 5; умеет уменьшать и увеличивать число на единицу; ориентируется на листе бумаги, понимает смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т. д.); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление; при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточение действует в течение 15-20 минут.
Материалы и оборудование:
демонстрационный материал: схема-карта с геометрическими фигурами, “домик” состава числа 5, числовые карточки, плоскостное изображение “замка”, картонные цифры – камни;
раздаточный материал: цифры, листки бумаги, цветные карандаши, “домик” состава числа 5, ключ, разрезанный на три части.
Содержание организационной деятельности
1. Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку.
Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
2. Сказка.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Мы, ребятишки стоим возле дворца. Сказка начинается. Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два. Подъезжает к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
• Какой сегодня день недели?
• Какой был вчера день недели?
• Какой будет завтра день недели?
• Какие времена года знаете?
• Назовите осенние месяцы.
• Назовите весенние месяцы.
• Назовите зимние месяцы.
• Назовите третий тень недели.
• Назовите пятый день недели.
• Назовите второй день недели.
Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги.
Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за клубком. Прикатился клубок к болоту. И вдруг перед царевичем показалась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь. Но для того чтобы получить карту, надо выполнить задание.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:
• в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
• в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
• в центре нарисуйте черный овал;
• в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
• в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.
Воспитатель: А сейчас проверим.
Какую геометрическую фигуру нарисовал Саша в левом верхнем углу. Где нарисовала Даша оранжевый круг?
В каком углу Катя нарисовала овал?
- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
- Вот и мы с Иваном Царевичем попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили для нас задание.
Выставляется домик с числом 5.
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4, а какое число должно жить рядом? 1. Молодцы, справились и с этим заданием.
Жители домика посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.
Физкультминутка
Иван Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся, руки в сторону, развел, и пошел,
пошел, пошел за царевной в глушь лесную,
вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.
Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Артур, а мы ему поможем за столами. Откройте коробки и выложите, пожалуйста числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.
• покажите число больше 5 на 1 (6);
• маленькое число (1) :
• число, которое меньше 7 на 1 (6);
• число, обозначающее день недели - вторник (2);
• число, последующее числа 4(5).
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он сломался на кусочки и затерялся.
Ребятишки, чтобы ключик нам собрать, нужно все кусочки отыскать. (Собирают ключ)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы с вами вставим ключ в замок и освободим царевну.
Дети вставляют ключ в замок и открывают ворота. Выходит царевна благодарит детей за помощь Ивану Царевичу в поиске и освобождении и дарит детям пазлы со сказкой. Сказочные герои прощаются с детьми.
Воспитатель:
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
3. Итог. (вопросы к детям)
а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
б) Что вам понравилось?
в) Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?