Ольга Комлева
Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать представления детей о русской народной одежде, распространенной в нашем крае. Познакомить со старинными головными уборами, показать их красоту и своеобразие. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям; развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире. Активизировать словарь новыми словами, развивать диалогическую и монологическую речь; развивать художественное восприятие стихотворных текстов. Обратить внимание детей на сходство обрядов, символизма, традиций в культурах народов Поволжья.
Интеграции образовательных областей: «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».
Публикация «Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Работа над словарем:
активизация словаря: символ, национальность, бояре, дворяне,
Обогащение словаря: охабень, убрус, франты, сорока, кичка, картуз-фуражка, зипун. тухья, сурпан, калфак, сакки
Материал: русский женский и мужской костюмы, рубаха-косоворотка, головные уборы, игры-задания, иллюстрации элементов костюма русского народа, русские мелодии, загадки и предметные отгадки, кукла Епифанушка, материал слайд-шоу, видеоролик «Экскурсия по краеведческому музею г. Тольятти»
Ход НОД:
Звучит народная мелодия (спокойная, тихо). Воспитатель читает стихотворение тихо и медленно:
«Ой, вы, гости-молодцы, длиннополые купцы!
И бояре, и дворяне, горожане и крестьяне.
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были,
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Кичь по улице мели.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы.
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.
А молодки под убрусы
Прячут волосы свои» (Н. Кончаловская)
- Ребята, я прочитала вам стихотворение. О чем оно? (ответы детей). О какой одежде? (ответы детей) Какие вам встретились новые слова? (ответы детей)
Воспитатель показывает иллюстрации с помощью слайд-шоу на мультимедийном оборудовании и объясняет значение слов: купцы, бояре, дворяне, горожане, крестьяне, охабень, убрусы, франты, зипун, молодки)
- Да, ребята, такую одежду носил много-много лет назад русский народ, можно сказать, в старину. В нашем городе тоже носили такие одежды, а в каком городе?
Ребята, я приглашаю вас на выставку «Русского национального костюма» в краеведческий музей нашего города. (Детям демонстрируется видеоролик). Воспитатель по ходу видеоролика поясняет, что здесь представлена одежда мужская и женская, праздничная и будничная, богатых людей и бедных.
-Чем отличаются костюмы? Что у них общего?
Игра «Определите и разделите одежду» (Морфологическая таблица, арт – доска)
Стук в дверь. Появляется кукла Епифанушка с маленьким сундучком. В нем лежит детская одежда. Он предлагает детям ее рассмотреть и примерить.
Игра-упражнение «Ответь на вопрос».
1. Какой цвет преобладает в оформлении костюмов и почему? (красный, черный, белый) (воспитатель дополняет ответы детей)
Епифанушка: Ребята, назовите основной вид одежды, которую носили и женщины и мужчины? (рубаха) Епифанушка показывает слайды детям: много разных рубах, поясняет, что:
- рубахи разные: детские, женские, мужские, разного цвета (отдельный рассказ про косоворотку);
- в старину носили рубахи длиннее этих, до колен и ниже;
- рубаху носили наши предки (прапрабабушки и прапрадедушки) с незапамятных времен, это была главная, а порой и единственная одежда.
Дети дополняют: что парни и девушки до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченные пояском или кушаком. Парни еще могли носить рубаху распущенную, а девушки - нет, говорили, что девушка распоясалась (т. е. опозорилась);
Епифанушка: Рубаха шилась из домотканого холста. Показывает домотканый холст. Откуда брался холст? Дети с помощью картинок выкладывают и рассказывают, как получали холст (системный оператор, работа с подгруппой «условно – одаренные» на арт-доске)
- (рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов) А еще купцы привозили товары, ткани из других стран (заморских, но они были очень дорогие, позволить себе купить их могли только богатые люди, горожане. Таким образом, женщина была и пряхой, и ткачихой, и модельером, и швеей, и вышивальщицей, и моделью. Рубахи были праздничные и простые. Праздничные рубахи вышивали шелковыми нитками, украшали бисером, шнуром, лентами. На всех рубахах, и простых, и праздничных, была вышивка. Ее называют орнамент. Она (вышивка) служила украшением и оберегом от нечистой силы. В орнаменте была своя символика: круг означал солнце, квадрат - землю, волнистая линия - воду, росток - пробуждение новой жизни, весну.
(Игровое упражнение на интерактивной доске «Покажи эти знаки.». (Дети подгруппы «типичные мальчики» показывают эти знаки на рубахе и рассказывают о них)
-Что поверх рубах одевали женщины? Стихотворение о сарафане читает ребенок:
«Ты, Назар, Назар,
Поди-ка на базар,
Купи мне сарафан,
Ни долг, ни короток,
Ни в лес ходить,
Ни зайцев ловить» (р. н. п.)
Звучит русская мелодия. Под музыку входит девочка, одетая в русский костюм.
- Ребята, посмотрите, какой красивый костюм. Когда русская женщина шла, костюм придавал ей плавную текучесть линий, так привлекающую людей к движеньям лебедя или гордой походке павлина. И в народе говорили «Лебедушка», «Лебедь белая», «Пава», «Утушка», «Сера птица». Этим подчеркивали красоту русской женщины.
Епифанушка: Ребята, как вы думаете, можно было бы ходить в таком костюме в наше время? (ответы детей)
Звучит музыка веселая, задорная, входит мальчик в русском костюме.
- На Руси говорили «Друг лучше старый, а платье новое». Основными частями мужской одежды, как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).
Епифанушка: Отгадайте русские народные загадки об одежде, а отгадки найдите среди картинок на доске
-«Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу!» (шапка)
-«По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел» (штаны).
-«Днем - обручем, ночью змеей» (пояс).
-«Один вход, три выхода» (рубаха).
-Молодцы! Отгадали все загадки об одежде.
Епифанушка: В старину, ребята, головной убор был обязательным дополнением к костюму. Я вас сейчас познакомлю с некоторыми их них. Девичьи головные уборы были разные. У всех молодых девушек были длинные косы, в народе говорили: «Девичья коса - всему миру краса». Отсюда и различие. У девушек - легкие, воздушные короны, кокошники, венцы, обручи, ленты.
Воспитатель показывает, примеряет девочкам, они подходят к зеркалу и смотрятся, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Женщины должны были прятать свои волосы под платки, косынки, повойники, кички и сороки (слайды). Название женских головных уборов произошли от названия птиц: кокошник - курица, кичка - утка, сорока, потому что птица - это символ счастья. Женщину и девушку называли «Вся вселенная». Если женщина ходила на людях без головного убора, говорили, опростоволосилась (опозорилась). Это выражение бытует и сейчас.
Епифанушка: парни носили картуз-фуражку, украшенную цветком (воспитатель примеряет на мальчиков, а также шапки с отворотом, колпаки (слайды). Детей Епифанушка приглашает в хоровод - игру «Жучок - паучок».
Ой, и славно вы хоровод водите! Теперь я хочу пригласить вас на экскурсию по залам краеведческого музея нашего города. (видеоролик «Экскурсия по краеведческому музею г. Тольятти»)