Татьяна Трапезникова
Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Путешествие по сказкам П. Бажова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему :
«Путешествие по сказкам П. Бажова»
Звучит музыка из балета С. Прокофьева «Каменный цветок»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу с вами отправиться в увлекательное путешествие по сказкам Павла Бажова. А вы знаете, кто такой Бажов? (ответы детей). Это сказочник, который жил в нашем краю, на Урале. А какие сказки Бажова вы знаете? ( ответы детей: «Серебреное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»). Ребята, а вы хотите отправиться в гости к Хозяйке Медной горы? (ответы детей). Дорога предстоит нам дальняя, путь наш будет лежать через горы, леса, поэтому одеться нам надо потеплее. В старину на Урале люди обматывали ноги анучами, а сверху одевали лапти плетеные из лыка, а по простому их называли «ступни».
Публикация «Конспект занятия по краеведению в старшей группе „Путешествие по сказкам П, Бажова“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
(имитируют одевание лаптей)
Девочки оденут зипуны, мальчики чепаны, подвяжитесь кушаком. На голову оденем платки и шапки.
(имитируют одевание одежды)
Раньше с собой в дорогу брали сумку плетеную из лыка, называлась она «кошель». Давайте в кошель положим каравай хлеба, воды. Ну, вот теперь можно отправляться в путь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть платок, да платок-то непростой из бабушкино сундука, волшебный. Вот он-то нам и поможет перенестись в сказки Бажова. Хотите оказаться в сказке? Возьмите платок за края.
Глазки вы сейчас закроете
И тихонечко постойте
Платком ярким мы махнем
В сказку Бажова попадем
(играет музыка)
Воспитатель:
В хороводе покружились,
Где сейчас мы очутились?
Лес, деревья, снег кругом,
Мы поближе подойдем.
(под елочкой стоит серебреное копытце)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? В какой сказке мы очутились?
Ответы детей («Серебреное копытце»)
Воспитатель: Чем же, ребята, серебреное копытце отличается от других козликов?
Ответы детей: На правой, передней ножке у него серебреное копытце, в каком месте топнет копытцем-там и появится дорогой камень.
Серебреное копытце бьет ножкой и из под нее сыплются камни.
Воспитатель: Ребята, помогите мне собрать эти камушки. Но это камни непростые, это самоцветы. ( Воспитатель показывает и называет название камней: змеевик, селенит, пирит, агат, бирюза) А сейчас поиграем в игру «Найди пару», вы должны найти два одинаковых камешка.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Убежал серебреное копытце, а мы дальше пойдем. А, чтобы веселей нам идти, давайте с вами заведем Уральский хоровод:
Ой, что за народ на Урале живет?-2 раза
Это мы, это мы жители большой страны
Воспитатель: А как наша страна называется? (Россия)
Ой что за народ на Урале живет?-2 раза
Это мы, это мы дети города Аши.
Ой что за народ на Урале живет?-2 раза
Это мы, это мы дружно водим хоровод.
Воспитатель обращает внимание на домик. В окно выглядывает Даренка.
Воспитатель: Ребята, кто это из окна выглядывает? (ответы детей). Давайте позовем Даренку.
( Дети зовут: - Даренка, выходи, с нами посиди)
Воспитатель выходит из домика, одетый в платковую куклу Даренку.
Даренка: здравствуйте, ребята. Дед Кокованя ушел на завод за лошадью и оставил меня одну в балагане ждать его прихода. Да еще и кошка Муренка убежала от меня в лес. Скучно мне одной, страшно. Вдруг зверь какой придет к нашему балагану. А вы знаете какие звери водятся в наших Уральских лесах. (ответы детей)
Даренка: А я хочу увидеть серебреное копытце, вы его не видели? (Дети говорят, что они видели серебреное копытце и, что оно подарило им камни, самоцветы)
Воспитатель: Даренка, чтоб нам не так грустно было, спой с нами частушки Уральские.
Где балалайка заиграла,
Там частушка зазвучала-
Уральская народная,
Веселая, задорная.
Эй, Тимоша и Димьян,
Маша, Катя и Иван.
Сядем братцы все рядком,
Да частушки пропоем
(На проигрыш дети хлопают в ладоши)
Мы с веселой песней дружим,
По уральски говорим,
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
Старин мы уважаем,
Старину мы бережем,
Об Уральском нашем крае
Песни звонкие поем.
Даренка: Спасибо вам, ребята, мне теперь в лесу не страшно. Буду теперь Кокованю ждать, да в окошечко смотреть, может быть, может быть прибежит и ко мне серебреное копытце.
Воспитатель: А мы, ребята, дальше пойдем.
(Звучит музыка, звуки природы).
Ах, какой чудесный лес.
Полон сказок и чудес.
Вот полянка, а вот елка,
Хвоей пахнут их иголки.
Поглядите, эдак так
И вдохните аромат.
Воспитатель: Ребята, в каком лесу мы оказались? (Зимнем, сказочном, заснеженном, таинственном). В лесу мы можем слышать разные звуки: то загудит ветер, то зазвенит льдинка. Какие еще звуки можно услышать в лесу? (Снег скрипит, когда идешь, волки могут выть и др.)
Воспитатель: Смотрите, под елкой лежит коробочка, посмотрим, что внутри? Разрезные картинки. Давайте, сложим их и посмотрим, что получится. (Дети выполняют задание «Собери разрезные картинки») Ребята, что у вас получилось? Назовите название дерева, которое у вас изображено на картинке. (Дети называют). Молодцы!
Воспитатель: Ой, ребята, по-моему мы заблудились. Как же нам узнать дорогу к Хозяйке Медной горы? Может быть позовем голубую змейку, чтобы она нам дорогу показала.
Физ. минутка «Вышли ящерки на луг»
Эй-ка, эй-ка, (руки вверх-встать на носки, руки вниз-опуститься на всю ступню)
Голубая змейка, (руки на поясе, поворот туловища влево, вправо)
Колесом покружись! (поворот вокруг своей оси с левой пятки, поворот в другую сторону на правой пятке)
Звучит музыка из балета С. Прокофьева «Каменный цветок», появляется змейка.
Воспитатель: Смотрите, ребята, змейка ползет, значит где-то рядом пещера Хозяйки Медной горы. Ведь змейки и ящерки это ее подружки.
Дети подходят к пещере. Из пещеры выходит воспитатель в платковой кукле Хозяйки Медной горы.
Хозяйка Медной горы (платковая кукла) : Здравствуйте, гости мои дорогие. Вы узнали меня? (ответы детей). Правильно, я –Хозяйка Медной горы. А еще меня называют каменной девой, малахитницей, повелительницей ящериц. Ребята, а, что за камни у вас там в шапке? (ответы детей). А вы знаете, что каждый из этих камней означает? (рассказ о каждом камне). Из этих камней украшают бусы, кольца, шкатулки, вазы, выкладывают картины. Вот у меня для вас есть задание, украсьте вазу своими камнями.
Дети выполняют задание, на плоскостной вазе выкладывают узор из камней.
Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, какой красивый узор получился, а в награду я вам дарю маленьких ящериц и предлагаю поиграть в игру «Мы в пещере побывали»
Под мотив русской народной мелодии «Ах, вы сени» дети выполняют движения.
Вход в пещеру мы нашли (дети идут простым шагом)
И как ящерки ползли (двигаются вприсядку, разводят руками в стороны)
Вы ползли, и мы ползли
Вход в пещеру мы нашли
По пещере мы идем (идем простым шагом)
И по камушку найдем (приседают, поднимают)
Вот один, вот другой
Потанцуем мы с тобой (кружатся с вытянутыми в сторону руками)
Из пещеры мы идем (идут маршевым шагом)
Песню звонкую поем
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Из пещеры мы идем.
Хозяйка медной горы: Какие вы молодцы, но мне пора с вами прощаться, до свидания.
Хозяйка медной горы уходит в пещеру.
Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Возьму я опять свой волшебный платок.
Глазки вы сейчас закроете
И тихонечко постоите.
Платком ярким мы махнем
В детский сад попадем.
(Играет музыка)
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? А с кем мы встретились в сказочном лесу? Что узнали нового? Храните подарки - ящериц у себя и вспоминайте о нашем путешествии по сказкам П. Бажова.