Ольга Солдатова
Конспект НОД по краеведению «Моя первая кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 города Пензы «Колокольчик»
Конспект НОД в форме занятия по краеведению в
средней группе.
Тема: «Моя первая кукла»
Воспитатель Солдатова Ольга Николаевна
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи:
-формировать у детей интерес к народно-прикладному искусству, приобщать к русской национальной культуре;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
-познакомить детей с историей русской куклы- оберега;
-побуждать детей к созданию собственной куколки-оберега;
-развивать речь детей, обогащая народными словами (оберег, закрутка)
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать способность детей видеть и чувствовать красоту в предметах, народного творчества;
-помочь детям в выразительной передаче образа через использование гармоничного подбора ткани для основы по цвету;
-вызвать у детей радость от встречи с игрушками, куклой-оберегом;
-воспитывать бережное отношение к игрушкам;
Предварительная работа.
1. Подбор иллюстративно-демонстрационного материала (фотографии, картины, иллюстрации из книг, знакомство с ним.
2. Беседы о русской избе, печке, кухонной утвари, русском национальном костюме.
3. Дидактические игры «Как раньше и как сейчас?», «Из чего и для чего?» (посуда)
4. Посещение русской избы «В гости к бабушке Ольге»
5. Подбор музыкального репертуара (разучивание колыбельных песен, частушек, прибауток, потешек, чтение рассказов, стихотворений, загадок)
Взаимодействие с родителями: участие в оформлении русской избы, изготовление печки.
Материалы и оборудование:
проектор, экран, печка, предметы кухонной утвари (горшки, чугуны, ухват, самовар, деревянные ложки, стол с лавками, стульчики по количеству детей (расписные, корзина, образцы кукол – оберегов по количеству детей, лоскутки ткани, нитки, бусины.
Ход занятия:
Дети играют в группе в игровых центрах. Воспитатель берёт игрушку-свистульку и начинает на ней играть. Дети узнают свистульку и вспоминают, как они были в гостях у бабушки Ольги, и она им её подарила. Воспитатель, предлагает пойти к ней снова в гости. (Дети всегда с удовольствием ходят к бабушке Ольге).
Дети с воспитателем идут и избу, где их встречает бабушка Ольга.
Бабушка Ольга
Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас, как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
Проходите, рассаживайтесь.
Я весною на завалинке,
А зимой в горнице посиживаю,
Сижу, на народ гляжу,
Всё всегда запоминаю
И в копилку собираю.
Давайте заглянем в мою копилку-корзинку. Что здесь?
(Дети рассматривают разных тряпичных кукол, обращая внимание на детали.)
Молодцы, мои милые, какие вы внимательные
Сейчас я расскажу вам про девочку и куклу.
Жила-была в давние времена в Пезенской области (губернии) мама с дочкой. Однажды девочка простудилась и заболела. Мама поила её чаем с малиной и горячим молоком с мёдом. Ничего не помогало. Девочке всё хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке- ведунье за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундучка разноцветные лоскутки ткани и нитки и сделала куколку. Отдала её матери и велела положить куколку рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куклой, а утром проснулась здоровая. Кукла всю болезнь в себя забрала.
(Во время рассказа бабушка делает тряпичную куколку)
Бабушка Ольга
Ну-ка, посмотрите, кто у меня получился?
Да это кукла! (дети рассматривают куклу)
Чем эта куколка отличается от современной куклы? (нет лица, нет ног).
Продолжаем сказку.
И была эта кукла без лица. А безликая кукла в старые времена была оберегом. Она охраняла детский сон и оберегала ребёнка от болезней и напастей разных. А ещё есть такая примета: когда дети много и бережно играют в куклы - в семье прибыль, достаток. Если же не бережно обращаются с куклой, Бросают, где попало - быть в доме беде. Красивая кукла, сделанная своими руками с любовью, была гордостью любого ребёнка. Главной особенностью этой куклы было то, что она была сделана без иголки, просто закручивая ткань - закрутка
Бабушка Ольга
В традиционном русском народном фольклоре о куколках сложено много колыбельных песен, частушек, потешек и прибауток.
Воспитатель
И мы с ребятками знаем частушки о куклах.
Давайте споём (дети поют частушки бабушке Ольге)
1. Как-то с куклой Машей вместе
Мы разучивали песню,
Жаль, что куколка моя,
Знает только ноту «ЛЯ»
2. Кукле Кате сшили платье,
Очень рада кукла Катя!
Надо бантик повязать,
И всем платье показать!»
Бабушка Ольга
-А я, ребятки тоже знаю частушку про нашу куколку.
Наша кукла хороша
Ты, закруточка краса
В доме русском ты живёшь
Детям счастье принесёшь.
Воспитатель
А какие наши дети любят прибаутки про кукол, послушай.
Куколка Агата, вся набита ватой
Нет уже причёски, не спасёт расчёска
Куколка Агата - добрая подружка,
Куколка Агата старая игрушка.
Есть красивей и новей, но Агаты нет милей!
Не оставлю я тебя, кукла милая моя!
Бабушка Ольга
Посмотрите, а вот у меня ещё какие куклы есть, что это за куклы? (ответы детей) Правильно, это закрутки, обереги. А чем отличается вот эта кукла…У неё малышка, дочка или сынок. А вот у этих кукол нет ни дочки, ни сыночка. Как им помочь? (сделать малышек) Кто из вас захотел сделать куклу- малышку своими руками, подходите к столу. Посмотрите сколько в моей корзинке разноцветных лоскутков и ниток. Выбирайте себе два любых лоскутка: один маленький, другой побольше. Любой цвет,
какой вам нравится, да и поясок подберите так, чтобы цвета сочетались.
Ребятки, а назовите мне цвета, если знаете, кто какие выбрал?
Проходите, занимайте места, какие хотите.
Если вы готовы, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку, посмотрите на нее, какая у вас бусинка…. Все рассмотрели свои бусинки, катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе со мной:
«А мы бусинки катали
И желания загадали
Чтоб здоровым всем расти
Счастье в дом нам принести»
Отложите бусинку в сторонку
(Работа по изготовлению кукол)
Бабушка Ольга (этапы изготовления куклы)
1. Из двух лоскутиков, выберем маленький и выполняем закрутку.
2. Затем скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба на ширину своего пальчика и обматываем ниткой, концы завязываем узлом. Это получилась голова и туловище куклы.
3. Теперь берём, лоскуток побольше и заворачиваем в него нашего малыша, загибая лоскут с трёх сторон.
4. Подвязываем вокруг туловища поясок и закрутка готова.
У такой куклы лицо рисовать не будем, потому что она без лица, безликая - оберег
Вот какие малышки у нас получились. Нравятся вам, ребятки?
Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку)
Воспитатель
Давайте выйдем в круг споём колыбельную песенку, ту, которая нам с вами знакома.
«Ай люли, люли, люли
Кукле радуемся мы
Станем куколку качать
Ее не будем огорчать
Мы ей песенку споем,
засыпай ты крепким сном
баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай»
Бабушка Ольга
Поспали куколки, отдохнули и, наверное, хотят потанцевать с вами.
(танец с куклами)
Бабушка Ольга
Молодцы, ребятки.
Понравилась вам, сказка про куклу? (да, очень)
Как называется куколка, которую мы с вами сделали? (закрутка, оберег, кукла-малышка)
Как нужно относиться к кукле? (бережно)
И помните, ребятки, кто в куклы не играет - тот счастья не знает.
Если понравилось вам у меня в гостях приходите ещё, я всегда вам рада!
Дети благодарят бабушку.
Воспитатель
А нам с вами, пора возвращаться в группу. До свидания!