Елена Дятченко
Конспект НОД по конструированию роботов с детьми 5–8 лет на тему «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о способах работы с конструктором : о видах деталей; о способах соединения: о работе с технологической картой; о правилах безопасного поведения при работе с конструктором.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о роботах, робототехнике.
2. Познакомить с историей развития робототехники в мировом сообществе и в частности в России.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
3. Познакомить детей с основными деталями образовательного конструктора Технолаб, терминологией, правилами и техникой безопасности при работе с ним.
4. Обучить правилам соединения деталей конструктора между собой и демонтажа конструкции.
5. Научить детей работать с технологической картой.
6. Инициировать творчество детей на построение моделей по собственному замыслу из деталей конструктора.
7. Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
8. Совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Оборудование: Мультимедиа система (ноутбук, проектор, интерактивная доска). Конструктор Технолаб (предварительный уровень).
Материал: раздаточный - набор необходимых деталей конструктора Технолаб (предварительный уровень) для каждого ребёнка, Д. А. Каширин, А. А. Каширина рабочая тетрадь для детей старшей группы ДОО с. 9
демонстрационный - презентация «Роботы», видеоролик о роботах и роботостроении.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет увлекательное путешествие в «Мир Технолаб». Вы знаете, что это за мир?
Дети: Дают ответы.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Ответ на этот вопрос я дам вам чуть позже, а сейчас загадка.
Сам металлический,
Мозг электрический.
Дети: Робот.
Воспитатель: Правильно.
3. Создание учебно-проблемной ситуации, постановка цели.
Воспитатель: А что такое робот и кто его создал, с какой целью?
Дети: Дают ответы.
Воспитатель: Робот — многоцелевая машина, отличающаяся от обычного автомата, гибкостью и универсальностью выполнения различных операций.
Создали роботов – люди, с одной целью – помогать им, освобождая от работ, связанных с опасностями для здоровья или с тяжелым физическим трудом, а также от простых монотонных операций, не требующих высокой квалификации. А еще они могут защищать, развлекать и учить нас! Термин «робот» был впервые введен К. Чапеком в 1920 году, где роботом называли механических людей. А как вы думаете, кто и когда впервые изобрел робота?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Самый первый робот появился в СССР, а случилось это так: в 1937 году робот, похожий на человека и умеющий делать одно действие - поднимать руку, считался достаточно значимым событием, чтобы показать его на Всемирной выставке в Париже. Так и вошел в историю робот, созданный. 15-летним подростком, Вадимом Мацкевичем. Он назвал его В2М, т. к. в его инициалах две буквы В и одна М.
Просмотр презентации «Роботы».
Воспитатель: А что же могут современные роботы?
Дети: Дают ответы.
Воспитатель: Посмотрите на следующие слайды, и попробуйте отгадать, в каких еще сферах жизни они трудятся?
Просмотр презентации «Роботы».
Дети: Роботы могут работать на производстве, заменяя людей на линии сборки, например, автомобилей, а могут полететь в космос – на Луну, Марс!
Воспитатель: Как называются такие роботы?
Дети: Луноходы, Марсоходы. А могут исследовать глубины океанов, морей, работать вместе с полицейскими, защищая их жизни, или перевозить тяжелые грузы, помогая военным!
Воспитатель: Да, сегодня роботы перестали быть чем-то необычным, они все больше заполняют нашу жизнь, проникая во все ее сферы. Наука не стоит на месте, благодаря усилиям ученых, которые совершенствуют технологии и внедряют инновационные методы. Роботы не только помогают человеку, но и становятся все больше похожи на него. Самые новейшие модели способны копировать движения человека и обладают определенными интеллектуальными способностями. Давайте посмотрим видео «10 самых современных роботов в мире».
Просмотр видео «10 самых современных роботов в мире».
Воспитатель: Какой робот вам понравился?
Дети: НАО Робот и АСИМО Робот, потому что они могут проявлять эмоции, узнавать людей и танцевать!
Воспитатель: Как вы думаете, какая страна является лидером в робототехнике?
Дети: Дают ответы.
Воспитатель: Япония – признанный лидер в области робототехнике в мире. Но Робототехника в России является одной из важнейших отраслей для будущего технологического и экономического развития страны. Роботы уже давно активно используются в российской промышленности, армии, МЧС и других силовых ведомствах, в научных исследованиях и в сфере образования. Россия является признанным мировым лидером в области разработки и производства боевых наземных роботов (первый в истории боевой робот — телетанк был разработан в СССР). Исторически Россия также является лидером в области космической робототехники (первый искусственный спутник и первый робот-планетоход также были созданы в СССР).
Однако потенциал применения роботов гораздо выше современных масштабов их использования. В России пока ещё очень мало роботов, рассчитанных на частного и коммерческого массового потребителя.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, с какой целью мы сегодня говорили о роботах?
Дети: Мы сегодня говорили о роботах, потому что мы их будем строить!
Воспитатель: Правильно! А из чего? У нас есть такое оборудование?
Дети: Да! Конструктор!
Воспитатель: Правильно! И этот конструктор называется – образовательный робототехнический модуль Технолаб! Теперь вы понимаете, почему вам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир Технолаб! Мы будем учиться конструировать модели роботов различного назначения. Но сначала надо познакомиться с правилами техники безопасности при работе с конструктором и основными деталями конструктора.
Запрещается:
1. Вскрывать самостоятельно батарейный блок.
2. Помещать блок ЦМ-15 в воду.
3. Брать детали в рот.
4. Бросать детали в огонь.
5. Бросать детали (особенно ЦМ-15, при сильном ударе может сломаться)
Рекомендуется:
1. При моделировании конструкции работать с конструктором только на столе.
2. Перед началом работы с блоком ЦМ-15 необходимо разместить в него 2 аккумуляторные батареи типа ААА
(пальчиковые батарейки).
3. Для корректной работы блока ЦМ-15 необходимо правильно установить аккумуляторные батареи.
4. Для запуска и остановки мотора в блоке ЦМ-15 нужно нажать красную кнопку.
5. Все элементы конструктора хранить в контейнере.
Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с правилами соединения деталей и их демонтажа. Основными элементами для крепления конструкции являются заклепки, а для разъединения элементов используется специальный элемент – разделитель.
Практический показ педагогом соединения деталей и их демонтажа.
4. Самостоятельное применение нового знания. Подгрупповая работа.
Дети самостоятельно соединяют и разъединяют 2-3 пластины, используя короткие и длинные заклепки и разделитель.
Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с основными элементами конструктора.
Основные элементы конструктора Технолаб.
Главная деталь конструктора – управляемый блок ЦМ-15 (батарейный блок с мотором) с пятью позициями вращения. Для запуска и остановки мотора в блоке ЦМ-15 нужно нажать красную кнопку.
Перфорированные пластины разных размеров.
Колеса Полусфера Треугольная пластина Пластина в форме дуги
уголки шины пластины с боковым креплением и другие.
Со всеми деталями познакомимся постепенно по мере конструирования роботов различного назначения. А сейчас я предлагаю познакомиться с технологическими картами, которые представляют собой пошаговую инструкцию по конструированию определенного робота. Итак, внимание, откройте рабочую тетрадь на странице 15 -«Собери улитку». На странице 16 вы можете увидеть элементы и количество конструктора, необходимого для конструирования робота, а на странице 17 – пошаговую инструкцию. Шаг 1 – взять блок ЦМ-15 и повернуть его красной кнопкой вверх, четырьмя заклепками закрепить перфорированную пластину размером 5х7 и так далее.
5. Самостоятельное применение нового знания. Индивидуальная работа.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам придумать и построить робота по собственному замыслу или с использованием технологической карты построить улитку.
Дети самостоятельно конструируют роботов по замыслу или с использованием технологической карты. Педагог оказывает необходимую помощь.
6. Фронтальная работа.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю презентовать вам свои работы.
Проходит коллективная оценка работы по вопросам : есть ли ошибки в постройке, нравится конструкция роботов.
7. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали, о чем говорили?
Дети: Мы говорили о роботах, робототехнике в мире и истории развития робототехники в России. Оказалось, что первого робота сконструировали в СССР в 1937 году. Его назвали В2М в честь изобретателя, которому было всего 15 лет. Познакомились с робототехническим конструктором Технолаб и построили первых роботов.
Воспитатель: Как вы думаете, важно ли для вас научиться строить роботов с использованием образовательного робототехнического конструктора нового поколения?
Дети: Дают ответы.
Воспитатель: Ребята, прежде чем расстаться, я предлагаю вам поиграть. Подойдите к интерактивной доске, что это за картинка?
Дети: Это роботы!
Воспитатель: Отлично! Обратите внимание на фон слайда, какой он?
Дети: Как светофор: красный – желтый – зеленый.
Воспитатель: Внимание, условие! Если вам было все понятно и легко, то возьмите робота и поместите его на зеленую полоску. Если были затруднения в работе, то возьмите робота и поместите его на желтую полоску. А если было трудно и непонятно, то возьмите робота и поместите его на красную полоску. Подумайте и сделайте свой выбор!
Дети формулируют самооценку конечного результата.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, получите титулы Профессора. Наше занятие закончилось. До свидания, до новых встреч!