Оксана Разаренова - Каргаева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
в старшей группе по коммуникативному развитию (развитие речи)
на тему «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Рассказывание по картине „Кошка с котятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
-связная речь: научить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;
-словарь и грамматика: научить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); научить самостоятельно образовывать клички животных;
-звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з];
-научить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание;
-познакомить со значением сложных слов («Речевое развитие»);
-развивать воображение по средствам малых фольклорных форм («Художественно-эстетическое развитие»);
-развивать крупную и мелкую моторику («Физическое развитие»).
Методы и приё мы:
1. Словесный: художественное слово, вопросы, указания.
2. Наглядный: рассматривание картины и картинок.
3. Практический: сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный материал: картина «Кошка с котятами», игрушка котенок, мешочек с предметными картинками.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка.
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами.
Коммуникативная Беседы, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы.
Логика образовательной деятельности:
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Загадывает детям загадку:
Мягонькие ушки,
На лапках – подушки.
Усы – как щетинка.
И дугою спинка.
Днем она спокойно спит,
Против солнышка лежит.
По ночам все время бродит,
На охоту ходит. (Кошка.)
-Как называют детёнышей кошки? Сидят на стульчиках перед магнитной доской, отгадывают загадку, называют детёнышей кошки. Создан интерес к предстоящей деятельности.
2. Рассматривание картины «Кошка с котятами».
Вопросы:
Как называется эта картина?
Расскажите о кошке. Какая она?
Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?
Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?
(Они отличаются цветом, разной окраской шерсти). А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?
Чем похожи все котята?
-Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Котенок. (называет кличку) играет. Котенок. (называет кличку) спит. А этот котенок. (называет кличку) лакает молоко. А как вы думаете, кто оставил нитки? Что же здесь случилось? Рассматривают картину, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Умеют отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; са-мостоятельно образовывают клички животных.
3. Составление рассказа по картине.
-Сначала расскажите, кто оставил здесь нитки, и что потом произошло.
Вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнет рассказывать, кто закончит. В случае затруднения сам начинает рассказывать три первых предложения или рассказывает полностью.
После того как пары детей расскажут, спрашивает, понравились ли им рассказы. Побуждает аргументировать оценки.
Примерный вариант рассказа.
«Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята очень разные. Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал моло-ко, а самый озорной — прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала». Делятся на пары, выходят к доске, составляют рассказ. Умеют составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
4. Физкультминутка:
Вот какой коташка,
Круглая мордашка,
А на каждой лапке коготки-царапки.
Всё ему игрушки – кубик и катушка.
Котик, словно мячик,
По квартире скачет. Встают в круг, выполняют действия в соответствии с текстом: идут на носочках, гладят лицо, изображают когти, прыгают на месте, прыгают в разном направлении. Развита крупная и мелкая моторика.
5. Игра «Назови слово».
В гости к детям приходит котенок.
-Догадайтесь, как его зовут. Котенок поиграет с вами, если вы его позовёте к себе. Как зовут котенка? Какой звук слышится в конце? (Звук [с]).
Котенок. Послушайте, какой звук я скажу. ( Протяжно произ-носит: с-с-с.) Какой звук я сказал? Скажите так же все вместе и по одному. Теперь послушайте другой звук. ( Протяжно произносит: з-з-з.) Какой звук я сказал? Повторите так же хором и по одному.
Котенок предлагает детям встать в круг.
Котенок. Каждый должен вспомнить какое-нибудь слово со звуком с и назвать ею громко, ясно, «передать» рядом стоящему вместе с котенком: тот назовет свое слово и тоже передаст стоящему рядом с ним. Нельзя повторять слова, которые уже были названы. Кто не сумеет быстро назвать слово или повторить уже названное, выйдет из круга.
Затем со звуком з. Стоят в кругу, играют с котё нком: повторяют звуки, называют слова с заданным звуком. Закреплено правильное произношение звуков [с] и [з].
Умеют дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса.
6. Игра «Почему так называют».
Котёнок предлагает рассмотреть картинки, назвать их и объяснить их значение.
Пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка, самовар, водопад, ледокол, снегопад, бетономешалка,
кашевар. Выбирают картинки, рассматривают их, объясняют значение слов. Знают значение сложных слов.
Рефлексия.
Котёнок награждает детей за хорошую работу медалями и просит каждого придумать ему кличку.