Любовь Медведева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Приметы осени»
▼ Скачать
Единая тема занятия: «Изменения в природе. Осень». Октябрь.
Цель: обобщить знания детей об осенних явлениях природы.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;
- упражнять в умении детей отвечать на вопросы полным предложением;
- формировать у детей представление о народных приметах; умение составлять предложение по индивидуальным картинкам;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Приметы осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать речевую активность детей;
- способствовать развитию памяти, мышления через игровую деятельность детей;
- развивать слуховое внимание, умение слушать и слышать друг друга.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, взаимовыручку, желание оказывать друг другу помощь.
Предварительная работа. Заучивание стихов, примет об осени, рассматривание картинок, иллюстраций.
Оборудование. Конверт, сухие листья, семена, ягоды рябины. Текст письма, разноцветные листья с приклеенными картинками осенних примет. Музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь». Раскраски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, большой конверт.
Ход занятия.
Дети находят между оконной рамой и сеткой конверт, сообщают об этом воспитателю. Воспитатель достает конверт, вместе рассматривают и дети сообщают, что это письмо.
- Дети, интересно как попало сюда это письмо?
( Дети высказывают предположения: ветер принес, голубиная почта принесла и др.).
- Как вы думаете, от кого письмо? (Дети высказывают предположения и предлагают посмотреть, что в конверте.)
- Давайте, посмотрим!
(Находят сухие листья, семена, ягоды рябины.)
- Откуда может прийти такое письмо с листьями, семенами, ягодами? ( Ответы детей: из леса.)
- Может, оно не для нас? (Рассматривают)
- На конверте указан адрес: детский сад № 86 «Радость», детям группы «Радуга». Кому это письмо? ( Ответы детей: нам.)
- Тогда мы можем его прочитать! Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, дети! Мы, медвежата, знаем, что вы очень умные и добрые ребята. Мы хотим попросить у вас помощи. Дело в том, что мы поссорились: одни медвежата говорят, что наступила осень, что уже становится холодно и пора готовить берлогу для зимовки. А другие говорят, что осень к нам еще не пришла, и берлогу готовить еще рано. Помогите нам, пожалуйста, разобраться, наступила, ли осень и пришло ли время готовить берлогу к зиме?»
- Что с ними может случиться, если они вовремя не устроятся в берлогу на зимовку? ( Ответы детей: они могут погибнуть от голода.)
- Почему? ( Ответы детей: потому, что медведи питаются ягодами, медом, рыбой, а зимой добыть пищу под снегом и льдом очень трудно.)
- Нужно ли им помочь? (Ответы детей)
- Что мы можем для них сделать? ( Ответы детей: рассказать медвежатам, как узнать, что уже пришла осень; раскрасить осенние картинки.)
Совместное составление плана работы:
1. Вспомнить и рассказать, как узнать, когда наступает осень (есть особые приметы).
2. Раскрасить для медвежат картинки, на которых есть приметы осени, чтобы они увидели и сравнили с лесом, в котором живут.
3. Отправить им ответ на письмо, в котором будут картинки с приметами осени.
Игра «Составь правильно предложение».
(Дети передают по кругу осенний листик и отвечают на вопрос полным предложением.)
- Дети, какое сейчас время года? (Сейчас время года осень.)
- Какая бывает осень? (Осень бывает ранняя, золотая, поздняя.)
- Сколько всего осенних месяцев?
- Назовите их? (Ответы детей)
- Осень наступает после, какого времени года? (Осень наступает после лета.)
- Люди осенью, что делают? (Люди осенью собирают урожай.)
- Птицы осенью, что делают?
- Что делают осенью животные?
- Что происходит осенью с деревьями? (Деревья осенью сбрасывают листья.)
- Молодцы! Как вы думаете, о чем вы сейчас рассказали и зачем? ( Ответы детей: рассказали о приметах осени; чтобы медвежата успели подготовиться к зиме.)
- Дети, и правда осень разбросала листья, она нам сейчас поможет. Посмотрите, какие они красивые. Поднимите по одному листочку. А листики не простые, с картинками. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних приметах.)
- Что на них изображено? (Ответы детей)
- Есть много народных примет, так как раньше люди наблюдали за изменениями в природе из года в год и постепенно замечали, например :
- если много ягод на рябине – то осень будет дождливой, а зима холодной.
- Зачем нужны народные приметы, как вы думаете?
(Ответы детей)
- Они дают советы людям, как вести себя в той или ситуации, к чему готовиться. Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.
(Дети рассказывают по индивидуальным сюжетным картинкам по цепочке, что изображено.)
- А вместе, у нас получился большой рассказ.
«Наступила осень. Солнышко реже выглядывает из-за туч. На деревьях красные, желтые, оранжевые листья. Листья опадают, кружатся и ложатся на землю. Осенью идет холодный дождь. Птицы улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму, меняют свои шубки. Медведи тоже готовятся к зиме. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай».
- Как вы думаете, как его можно назвать? (Дети предлагают свои варианты и называют рассказ «Приметы осени».)
- Молодцы! Предлагаю, отдохнуть.
Физминутка.
Тучи в небе кружатся, (Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице. (Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица. (Останавливаются)
- Дети, давайте раскрасим осенние приметы для медвежат.
Самостоятельная деятельность детей.
(Дети выбирают материалы и раскрашивают картинки.)
- Молодцы, какие замечательные получилась картинки! Теперь медвежата, точно будут знать, когда пора готовить свою берлогу к зиме.
- Что мы еще хотели сделать по нашему плану? ( Ответы детей: отправить письмо с картинками.)
(Дети складывают картинки в большой конверт, подписывают вместе с воспитателем и кладут конверт за окошко.)
Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает детям рассказать об осени лесным эхо.
Игра «Лесное эхо» (подбирают рифму).
Эхо лесное спросить хочу
( Тихо: ау, ау, ау).
Куда это листья пропали?
( Тихо: опали, опали, опали.)
Птички-певички давно ли галдели? ( Тихо: летели, летели, на юг улетели.)
Белки и зайцы про вас мы не знаем? ( Тихо: линяем, линяем, линяем.)
Так что ж происходит в лесу, мы спросим?
( Тихо: осень, осень, осень.)
Рефлексия.
- Какая проблема возникла у нас в начале занятия? ( Ответы детей: наступила осень или нет.)
- Что мы сделали, чтобы решить нашу проблему? ( Ответы детей: рассказали об осени и т. д.)
- Какой результат мы получили? ( Ответы детей: раскрасили приметы осени и отправили медвежатам.)
- Можно ли и нам использовать эти картинки? (Ответы детей)
- А что вам показалось самым трудным? (Ответы детей)
- Молодцы!