Cветлана Пурова
Конспект НОД по коллекционированию в старшей группе «Это чудо — бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Родничок» г. Ворсма.
Конспект НОД по коллекционированию в старшей группе
Тема: «Это чудо - бумага»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ д/с №5
«Родничок» г. Ворсма
Пурова С. М.
2020г.
Публикация «Конспект НОД по коллекционированию в старшей группе „Это чудо — бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Коллекционирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Конспект НОД по коллекционированию в старшей группе
Тема: «Это чудо – бумага»
Цель: расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бумаги;
2. Сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);
3. Установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;
4. Формировать навык обследования и вызвать интерес к исследовательской деятельности, использовать карточки-символы;
5. Активизировать речь детей.
Предварительная работа:
Беседа: «Из чего сделана книга?», ремонт книг, работа с разными видами бумаги, посещение музея, дидактическая игра «Что из чего сделано?», попросить родителей принести книги из библиотеки про бумагу, беседа «Что такое коллекция?», создание коллекции «Бумага»
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.
Материал к занятию: ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов, ножницы, емкости для воды, коллекционер, предметы из бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку:
Я белая, как снег
Дружу с карандашами,
Где он пройдет, там заметку кладет.
Что это?
Дети: Бумага
Воспитатель: Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги. Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали? А как мы можем это узнать? Я заранее попросила ваших родителей принести нам книги, про бумагу (показ книг). Я узнала, что ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования. Вы хотите тоже проводить исследования,
разгадывать загадки истории? Тогда сегодня мы будем юными исследователями. И составим рассказ, про бумагу. Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией. В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой.
В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.
Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги. А на Руси писали на березовой коре – бересте. Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.
Воспитатель: Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?
Дети: из деревьев.
Воспитатель: В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают
на специальных бумажных фабриках.
Воспитатель: у вас на столах лежит бумага, возьмите в руки бумагу, скажите какая она? Как узнать об этом?
Дети: ее надо обследовать руками
Воспитатель: правильно какая она мы можем понять, когда потрогаем бумагу руками. Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги?
Дети: картон, фольга, писчая бумага, цветная бумага, бархатная бумага,
Воспитатель: молодцы много разных видов назвали. А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Что происходит с бумагой?
Дети: она стала мятая
Воспитатель: А теперь потяните ее. Что происходит с бумагой? Какая бумага легче рвется, почему?
Дети: Тонкая бумага рвется легче, значит она непрочная, рвется неровно.
Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой? Какая бумага быстрее намокает, почему?
Дети: тонкая бумага промокает быстро, разваливается в воде, картон намокает медленно.
Воспитатель: Если разрезать бумагу, что произойдет? Какую бумагу легче разрезать?
Дети: тонкая бумага легче режется ножницами, край ровный. Картон плотный, поэтому он режется сложнее.
Воспитатель: А что произойдет, если бумагу поджечь?
Дети: бумага сгорит и останется пепел
Воспитатель: А как вы думаете, можно бумагу разорванную соединить? Как?
Дети: склеить, сшить, переплести
Итак, какие свойства бумаги вы узнали? Давайте составим алгоритм описания свойств бумаги. Какие символы нам помогут?
Называют все свойства бумаги
Выбирают символы и объясняют их значение
Воспитатель: Для чего важно знать свойства бумаги? Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения.
Дети: для того чтобы использовать в работе, при изготовлении поделок.
Воспитатель: Хотите отдохнуть? Я предлагаю вам превратиться в деревья. Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения
Физкультминутка. «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (встают на носочки, тянутся руками вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлиней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны туловища из стороны в сторону.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (покачивание руками из стороны в сторону)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (дети идут на места)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:
«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, найдите ее».
Воспитатель: Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.
(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).
Раздается стук, появляется коллекционер.
Воспитатель: слышите, кто - то стучит
Коллекционер : Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Да у вас на столах лежат образцы бумаги, так-так. Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите, для чего она предназначена. (Ответы детей)
1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)
2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)
3 - картон (для открыток, коробок, обложек)
4 - цветная (для аппликаций)
5 - альбомная бумага (для рисования)
6 - обойная (для оклейки стен)
7 - фотобумага (для фотографий)
8 - бархатная бумага (для труда, поделок)
9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)
10 - копировальная бумага (чтобы копировать)
Коллекционер : Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки – все это сделано из бумаги. Из нее можно создать фантастический мир! А хотите поиграть?
Дети: Да!
Игра «Угадай, из какой бумаги сделано?».
Коллекционер : Давайте посмотрим на предметы, которые лежат на столе, скажите, из какой бумаги они сделаны?
Дети: Коробка сделана из картона, цветок - из цветной бумаги, шляпа - из газеты и т. д.
Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересный рассказ. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.
Коллекционер : ребята вы очень умные и сообразительные дети, мне было очень приятно у вас побывать. Я хочу вам подарить некоторые виды бумаги. Может быть, вы заинтересуетесь и тоже станете коллекционировать бумагу (дарит бумагу детям). К моему сожалению, мне пора идти. До свидания.
Дети: До свидание!
Воспитатель: Ребята с помощью бумаги, которую нам подарил коллекционер, мы создадим коллекцию. У меня даже для этого есть альбом, в который мы будем наклеивать новые виды бумаги.