Любовь Филимонова
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Мастерица-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «МАСТЕРИЦА-ВОЛШЕБНИЦА!».
Цель:
Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи.
Задачи:
-научить детей расписывать ярким узором фигуры, использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности, использовать разные положения кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).
Темочки:
-закрепить названия некоторых видов народных игрушек: филимоновские свистульки, дымковские игрушки, развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать, упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики, развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.
Материал: Глиняные фигурки (изготовленные воспитателем заранее) и образцы с вариантами узоров. Краски гуашь и мягкие кисточки (для рисования точек можно использовать бумагу, свернутую в трубочку, салфетки. Плакаты с элементами росписи, с расписными народными игрушками, магнитофон, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, стеки.
Предварительная работа:
1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.
2 Рисование узоров дымковской и филимоновской росписи на плоскости.
Ход занятия: Звучит русская народная музыка, умеренного темпа и свист филимоновской свистульки. В группу входит воспитатель,которая переодета в народный сарафан.
Воспитатель (мастерица - волшебница):
-Здравствуете дорогие ребята, можно к вам?
-Слышала я свист, раздавался он отсюда? Это, ребята свистел мой помощник филимоновская игрушка - свистулька по имени Филька. Я попросила Фильку отыскать помощников, которые смогут мне помочь. Филька привел меня к вам. Дело в том, что в мою сказочную избу залетела осенняя тучка, как я ее не пыталась выгнать, ничего не выходило. И тогда я взяла мою метлу и как махнула, она так и выскочила. Но тучка промочила все мои глиняные фигурки, которые я готовила для вас и смыла с них всю краску.
-Ребята вы поможете мне их снова раскрасить?
-Да.
-Но сначала я вам расскажу про эти чудные игрушки.
Дымковская игрушка
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое Дымково
Назвали
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо - сказки
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду.
Воспитатель:
-Вот так ребята и появились дымковские игрушки.
-Ну а нам ребята нужно торопиться, пока тучка к нам не прилетела.
Дети приступаю к раскрашиванию фигурок.
Воспитатель демонстрирует, как рисовать некоторые элементы данной росписи: прямую линию (держа кисть вертикально от глиняной игрушки) и точку (тычком). Воспитатель показывает, как можно нарисовать круги легким способом (свернув кусочек бумаги в трубочку, затем обмакнув ее в краску и отпечатать на фигуре, можно увидеть четкий круг).
Мастерица - волшебница показывает детям другие элементы росписи – волнистая линия, круги, клетки, зерновидные формы, а также определяют цветовую гамму. Перед тем, как начать рисовать элементы росписи, воспитатель вместе с детьми прорисовывает их в воздухе кистью.
По окончанию раскрашивания воспитатель (мастерица - волшебница)
благодарит ребят за помощь и предлагает поиграть в волшебную игру
«Колечко и лента» (русская народная игра).
Правила игры.
Для игры необходимо колечко и длинная лента. В кольцо продевают ленту и связывают. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга встает водящий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:
«Ты катись, катись, колечко,
К нам на красное крылечко!
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Я иду кольцо искать!»
Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Ребенок, который водит, начинает искать «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз.
Воспитатель (мастерица - волшебница) прощается с ребятами:
-Расставаться нам пора, быстро время пробежало, но я надеюсь, что фигурки, который вы сегодня раскрасили своими руками, будет вам напоминать о нашей встрече. До свидания, ребята! (дети продолжают играть под присмотром помощника воспитателя).
Пока ребята играют, воспитатель переодевается и выходит к детям.
Воспитатель проводит беседу, впечатлений о проделанной работе, о каком народном промысле они узнали, какие узоры им больше всего запомнились.
Библиографический список
1. Кол, М. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет [Текст]/ М. Кол, К. Сольга. - Минск: «Попури», 2009. - 256 c. - ISBN 978-985-15-0443-1 (рус.)
2. Крепанова, О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст]/ О. Н. Крепанова. - Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2010. - 83 с. - ISBN 978-5-89814-107-3