Борисова Виктория
Конспект НОД по рисованию «Татарский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественному творчеству.
Рисование «Татарский национальный костюм»
Цель: способствовать расширению представлений детей о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с разными видами национальной одежды, с народными обычаями и украшениями одежды.
-учить изображать характерные особенности национального костюма
- закреплять навыки в технике работы карандашами, акварелью.
Развивающие:
-формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук
Воспитательные:
- воспитывать интерес к культуре разных народов
- воспитывать любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения «Единство народов — сила России»
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Воспитатель.
- О каких народах и национальностях говорилось в стихотворении?
-Какие еще национальности народов нашей страны вы знаете? (Ответы детей).
-Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм. И мы сейчас посмотрим с вами на национальные костюмы Татар
А сейчас давайте посмотрим на экран и познакомимся поближе с крымско-татарским национальным костюмом, а так же вспомним уже знакомые нам костюмы.
Воспитатель:
Русский национальный костюм
Женский костюм. Сарафан - широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, разных цветов, также украшали вышивкой и тесьмой.
-Ребята, посмотрите какие красивые узоры. Как вы думаете для чего они? (ответы детей)
Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды. Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета - это символ чистоты и радости. В красном цвете русские видели много значений
Татарский национальный костюм — народная одежда татар. Он традиционно включает натуральные ткани, ручную вышивку, различные орнаменты и тонкую ювелирную работу. Важной чертой костюма татар является гармония с окружающей средой.
Женский крымско-татарский костюм подразделяется на праздничный и бытовой (повседневный). Свадебный или обрядовый костюм часто включает дорогостоящие ткани, такие как парча, шёлк и бархат. Такой костюм традиционно богато украшается вышивкой на рукавах и на груди, используются мелкие бусины или бисер. Женский повседневный костюм обычно состоял из рубахи широкого кроя и платья-халата, изготовленных из недорогих тканей. Бытовой костюм украшался небольшими рисунками.
- Посмотрите а на что похож этот знак? (ответы детей)
Поверх платья одевались передники. На голову повязывалась белая косынка, иногда с орнаментом. Кисти рук скрывались манжетами «элькъапык», пришитыми к рукавам. Под платье одевалась рубаха и штаны, отличавшиеся от мужских кроем (а рубахи — также и длиной).
Мужской костюм
Общий для всех групп крымских татар комплекс мужского костюма составляли рубаха и шаровары, разного рода куртки, безрукавки, халаты и пояса — тканые и металлические. Зимней одеждой служили суконные и меховые куртки, шубы и бешметы. На голове носили тюбетейку, а на улице поверх неё — летом фески, а зимой — меховые шапки. Обувью служили разного рода туфли, башмаки и сандалии, дома носили тапочки. Обувь надевалась на носки.
Воспитатель: Ребята, я вам сегодня предлагаю в нашей мастерской нарисовать национальный костюм татар.
-Но прежде предлагаю сделать пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
Дети приступают к рисованию.
Итог занятия:
Ребята,что вы сегодня делали на занятии?
Ребята, у вас получились чудесные костюмы.
Воспитатель: Как называется город на котором мы живем?
Что вам понравилось больше на занятии?
Что показалось сложным?
А сейчас мы оформим выставку для родителей.