Татьяна Чернышова
Конспект НОД по художественной литературе «Национальные традиции в произведениях писателей Мордовии»
Тема: Национальные традиции в произведениях писателей Мордовии
Цели НОД:
1. Образователные: познакомить детей с Ф. С. Атяниным и его произведениями;
2. Развивающие: обогащать словарный запас детей новыми словами «обряд», «традиции», «обычаи»; развитие речи, памяти, мышления, работа с раскрасками на занятии.
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе „Национальные традиции в произведениях писателей Мордовии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мордовия
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
3. Воспитательные: воспитание уважения к культуре своего народа, его традициям, воспитание бережного отношения к труду людей.
Ход НОД
I. Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Время даром не теряй
И работать начинай
II. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения
«Вкусное варенье»
«Часики»
«Лошадка»
Дыхательная гимнастика
«Задуй свечу»
«Надуй шарик»
Повторение чистоговорок.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют — очень любим мы уют.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Оль-оль-оль - мы купили соль
III Повторение предыдудыщей темы
На прошлом занятии мы с вами читали рассказ мордовского писателя Ф. С. Атянина «Ласточка». Вспомните, о чем этот рассказ? Кто такая Алька? Как про нее говорили мальчишки? Какими словами можно сказать про нее? Почему девочка в конце рассказа плачет?
Молодцы. А теперь скажите мне: чем отличается сказка от повести, рассказа? Ответы детей. Правильно. Сказка основана на выдуманных событиях, с волшебством и фантазией, сказки всегда имеют счастливый конец. В сказках есть мораль, которая учит детей поступать правильно. Добро всегда побеждает зло. Рассказ основан на реальных событиях.
IV Работа по теме НОД
Ребята, сегодня на занятии я хочу познакомить вас с традициями мордовского народа. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому. Это обычаи, традиции, обряды. Обряды мордвы делятся на 3 группы :
1. Обряды семейного воспитания (любви и уважения к старшим, воспитание трудолюбия, участие во всех семейных обрядах, воспитание старших детей младшими)
2. Обряды и обычаи физического трудового воспитания (профессионального) образования.
3. Обычаи обряды по воспитанию общественного и социального поведения.
Мне очень хочется узнать, какие традиции есть вашей семье? Ответы детей.
Сегодня мы продолжим знакомство с писателем Ф. С. Атяниным. Вашему вниманию я предоставлю его с рассказ «Разбитая тарелка». Слушайте внимательно, а потом ответьте на мои вопрос: какие традиции воспитания в нем отражены? Итак, пару слов об авторе.
Ф. С. Атянин родился в Пензенской области в селе Муромка Мокшанского района в 1910 году 19 июня. Прошел всю ВОВ, вернулся с войны в 1945 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и литературы в Москве, в Институте театрального искусства.
Потом вернулся в Саранск, начал писать. Значительную часть своих произведений писатель написал для детей. «Серебряное озеро» - так назвал писатель свою самую известную книгу по ее одному рассказу. В ней помещены рассказы, сказки, легенды, повести. Особый интерес вызывают сказки «Дочь пастуха и «Слеза-богатырь». Их герои наделены необыкновенными качествами: красотой, смелостью, богатырской силой. Часто им приходят на помощь волшебные силы и вознаграждают героев за смелость и высокие моральные качества.
Физминутка
Буратино потянулся
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в стороны развёл
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Чтение рассказа «Разбитая тарелка»
- Понравился вам рассказ? Кто главные герои рассказа?
- Что мама попросила сделать старшую дочку?
- Надя выполнила просьбу матери? Кто за нее всю работу сделал?
- Как разбилась тарелка у девочки?
- Чем закончился рассказ?
- Какие семейные традиции здесь показаны?
- Чему нас научил рассказ?
Ребята, я для вас приготовила небольшое задание. Проходите за столы. Вам нужно внимательно посмотреть на рисунки и раскрасить только те, в которых дети помогают родителям. Осторожно, в некоторых рисунках есть «ловушка».
Работа с раскрасками
Дети выполняют задание. Называют правильные варианты.
Молодцы, действительно, где мальчики играют мяч - это не помощь родителям. И где дети смотрят телевизор тоже.
Итог НОД
- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились?
- О чем этот рассказ? Что вам не понравилось в поведении героев?
-Что такое традиция? Какие традиции показаны в рассказе «Разбитая тарелка»?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей.
А мне понравились вы и ваши ответы. На этом наше занятие окончено.