Cветлана Жучкова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Весна идёт, весне дорогу» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
ЦЕЛЬ: создать целостное представление картин природы в воображении ребёнка че-
рез слияние искусств музыки, живописи, литературы. Соединить знания об
отдельных видах искусства, отражающих окружающий мир.
ЗАДАЧИ:- формировать навыки восприятия произведений различных видов искус-
ств;
- формировать представления об изобразительных возможностях музыки,
литературы, живописи;
- продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского;
- развивать воображение и ассоциативное мышление;
- стимулировать творческую активность и эмоциональную свободу.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Весна идёт, весне дорогу“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: беседа о музеях, какие бывают музеи, беседа о правилах поведения в музее, знакомство с творчеством П. И. Чайковского, с его муз.
альбомом «Времена года». Разучивание песен и стихотворений о весне.
Методы и приё мы: наглядный, практическая деятельность, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, музыкальный центр,
запись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» Апрель «Подснежник»,
экран, проектор, детские шумовые инструменты.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I - ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Дети входят в зал под спокойную музыку (по выбору музыкального руководителя).
Воспитатель: дети, сегодня мы с вами посетим музей искусств.
А знаете, что такое музей? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А что мы можем увидеть в музее? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А какие музеи есть в нашем городе? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А мы с вами побываем в музее искусств, прямо в нашем зале. Здесь мы
встретимся с музыкой, живописью, поэзией. Предлагаю занять места в
в зрительном зале.
(ДЕТИ РАССАЖИВАЮТСЯ НА ПРИГОТОВЛЕННЫЕ МЕСТА)
II – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Музыкальный руководитель: сядем поудобнее и музыка унесёт нас далеко-далеко,в
Волшебный мир звуков…
Тихо-тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены, вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлют лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой…
Это музыка торопит и зовёт нас за собой!
Вслед за нею можем сразу в дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок, у весны среди зимы…
Музыкальный руководитель: сейчас мы послушаем удивительную музыку русского
композитора П. И. Чайковского, но не просто послушаем, а постараемся представить, о
чём нам хочет рассказать музыка, какие картины нам рисуют звуки музыки.
СЛУШАНИЕ ФОНОГРАММЫ
П. И. Чайковский «Времена года» Апрель «Подснежник»
Музыкальный руководитель:
Примерные вопросы: - Какой характер музыки? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Какие картины природы в нашем воображении рисует эта му-
зыка? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- О каком времени года рассказывает нам композитор?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель: а теперь предлагаю вам представить себя художниками… Какие бы краски вы использовали для рисования, чтобы изобразить то, о чём рассказали?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Музыкальный руководитель: вы все молодцы, все почувствовали характер и настро-
ение музыки. А теперь я раскрою вам секрет. Это музыкальное произведение называ-
ется «Подснежник». Эта пьеса П. И. Чайковского. А как называется цикл пьес о приро-
де? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Вы были правы, слушая эту музыку, действительно можно увидеть, конечно, только в нашем воображении, белые облака, бегущие по высокому синему небу, дуновение нежного ветерка. Услышать радостно поющих птиц, журча-
ние ручейка. Увидеть, как всё живое; трава, цветы, листочки просыпаются и тянутся к
солнцу. Как бабочки порхают над зеленеющим лугом.
Воспитатель: композитор П. И. Чайковский нарисовал картины весенней природы
звуками. А поэты изображают природу – стихами. Мы учили много стихов о весне.
Предлагаю их послушать.
Воспитатель предлагает желающим детям почитать стихи о весне.
Л. Аким «Апрель»
Л. Якинин «Подснежник»
Е. Трутнева «Весна»
Музыкальный руководитель: дети, а если у нас есть музыка и стихи, что может по-
лучиться? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Правильно, получится песня. Предлагаю спеть знако-
мую песню о весне.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ О ВЕСНЕ ПО ВЫБОРУ МУЗЫКАЛЬНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ.
Музыкальный руководитель: а теперь попробуем выразить свои чувства не звуками, как это делает композитор. И не словами, как это делает поэт. Мы пофантазируем и придумаем движения, маленький танец, созвучный весеннему настроению.
РЕЛАКСАЦИЯ «К СОЛНЫШКУ»
ДИТИ РАССАЖИВАЮТСЯ НА СВОИ МЕСТА
Воспитатель: искусство имеет волшебную силу. И, конечно, все виды искусства дружат между собой и помогают нам ярче представлять все происходящие в природе
события. Мы послушали музыку о весне, поэты подарили нам свои прекрасные стихи
о весне. Мы исполнили песню – результат дружбы поэта и композитора. А теперь при-
глашаю вас на выставку картин известных художников. Они красками расскажут нам об удивительном времени года – весна.
ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙД 1 Исаак Левитан «БОЛЬШАЯ ВОДА»
СЛАЙД 2 Архип Куинджи «РАННЯЯ ВЕСНА»
СЛАЙД 3 Сергей Герасимов «СНОВА ВЕСНА»
СЛАЙД 4 Исаак Левитан «МАРТ»
СЛАЙД 5 Станислав Жуковский «ПОДСНЕЖНИКИ»
СЛАЙД 6 Василий Башкеев «ГОЛУБАЯ ВЕСНА»
СЛАЙД 7 Алексей Саврасов «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
На экран выводится портрет АЛЕКСЕЯ КОНДРАТЬЕВИЧА САВРАСОВА
Воспитатель: однажды знаменитый художник Алексей Кондратьевич Саврасов стоял у окна, задумался, прикрыл глаза… И вдруг услышал неугомонные птичьи крики.
Прилетели грачи! Художник как будто ждал этого момента, когда в природе всё начинает меняться, всё просыпается. Он взял кисть и начал рисовать. Так появилась картина «Грачи прилетели».
На экран выводится слайд 7 (картина «Грачи прилетели»)
Начало весны художник передал очень точно. Серо-коричневые краски говорят, что весна только-только просыпается от зимнего сна. Но снежные сугробы уже превращаются в проталины, указывая на то, что зима сдаёт свои права. Видите, как через густые, серые облака, уже виднеется синева? На деревья опустилась стая грачей, они вернулись из тёплых краёв в родные места. Грачи шумят, радуются встрече с родиной. И ткт же берутся за ремонт своих гнёзд. Внизу, у корней берёз, грач нашёл веточку и держит её в клюве. Снег стал рыхлым, грязноватым., кое-где – лужи.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ: какая весна изображена на этой картине – ранняя или
поздняя?
Как вы определили, что это ранняя весна?
Кто помнит пословицы с приметами ранней весны?
Как называется картина?
Музыкальный руководитель: дети, я приготовила шумовые и музыкальные инстру-
менты. Ведь мы и сами можем стать композиторами и сыграть музыку весны. Как вы
думаете, какие музыкальные и шумовые инструменты могут передать звуки весеннего леса. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). Берите инструменты, и мы сыграем весёлую весеннюю му-
зыку.
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПО ВЫБОРУ МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЯ
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: сегодня мы узнали о том, как дружат все виды искусств, как они все вместе нам рассказали о весне и помогли нам лучше почувствовать весеннее настроение.
Чем композитор рисует картины природы? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А художник? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А поэт? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Музыкальный руководитель: заканчивается наше посещение музея искусств, но мы не прощаемся ни с музыкой, ни с литературой, ни с живописью. Мир искусства всегда рядом с нами. Благодаря миру искусств наша жизнь становится ярче и интереснее.
ЗВУЧИТ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.