Римма Карагозян
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование уважительного отношения к государственным символам России.
Задачи:
Обучающие:
Обогащать первоначальные представления о символике России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.
Познакомить детей с историей флага и герба, их значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.
Дать представление о неофициальном символе России – березе.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе „Государственные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.
Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.
Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Воспитательные :
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.
Предварительная работа:
Создание уголка по гражданско-патриотическому воспитанию, проведение познавательных бесед по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России. Просмотр познавательного видео ролика: «Кругосветное путешествие с Хрюшей и Степашкой». Д/ игры: «Лото – символы России», Кубик Блума «Символы России», карточки перевертыши «Символы России».
Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.
Материал: Карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Разбери монеты», «Найди флаг», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ, изображение березы без листьев, мяч, диктофон, портативная колонка.
Ход НОД:
Организационный момент. (Звенит колокольчик.)
Педагог: Ребята, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Замечательно! Какие вы у меня молодцы!
Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Можно отправляться в страну «Знаний»!
Мотивация:
Педагог: Ребята, к нам за помощью обратилась Марина Ивановна, воспитатель из другого детского сада. Она рассказала о том, что в их детском саду открылся музей государственной символики. В их музее собраны игры, коллекции флагов разных стран, значков с изображением гербов, альбомы помогающие детям лучше узнать о государственной символике. Но в их музее мало материала, с помощью которого можно интересно и увлекательно рассказать детям о государственных символах России.
Марина Ивановна не случайно обратилась именно к вам за помощью. Она знает, что вы уже много знаете по этой теме, и наверняка, сможете ей
помочь.
Как можно помочь Марине Ивановне? (Предположения детей.)
Педагог: Молодцы, ребята, все правильно предложили. Но чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о государственных символах. А Ольга Фёдоровна запишет все ваши ответы на диктофон, и мы сможем потом отправить рассказы Марине Ивановне. Согласны?
- Давайте повторим, а с чем - то познакомимся впервые. А чтобы наше путешествие было не скучным, к нам в гости заглянула….
- Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами, отгадав загадку:
Стоит Алёна, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив сережки. (Береза.)
- Умнички! Правильно отгадали!
- Дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный.
- Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания.
Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.
Педагог читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).
- Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!».
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь всё, что мы любим,
Всё создано ею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик и ты…- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём? (Россия)
- А какие страны вы знаете? (Ответы детей.)
- Давайте вспомним жителей разных стран. Д / и «Кто в какой стране живёт». - Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани.
Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь
Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (Мир и чистоту совести.)
- Что означает синий цвет флага? (верность и правду.)
- Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу.)
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране)
Д/упр. «Какой, какая, какие».
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей.)
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?Д/и «Узнай, найди и назови флаг». - Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня.
-Что это за песня? (Гимн.)
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный.
- Его нужно слушать стоя и молча. Предлагаю вам встать и послушать слова гимна.
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей.)
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей.)
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
Физкультминутка.
В нашей стране горы высокие
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
Мы ребята вот такие!
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
- Где можно увидеть герб? (Ответы детей.)
Педагог: Ребята, а для чего герб изображают на монетах, важных документах?Д / и «Разбери монеты».
Педагог: Обратите внимание, на мелких российских монетах, копейках, изображен всадник, убивающий дракона копьем. Как вы думаете, откуда произошло название этих монет? (Копье.)
- Все верно, изображение Георгия Победоносца с копьем издавна чеканили на мелких монетах, а от слова «копье» произошло название «копейка».
- Вот мы и вспомнили о государственных символах России. Ваши рассказы, записанные с помощью диктофона, я отправлю воспитателю Марине Ивановне. Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей.)
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
Какие у нас дети? (Ответы детей.)
А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп д/с? (Предложения детей.)
Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе.
Дать домашнее задание: придумать эмблему группы и нарисовать эскиз.
- Я думаю, березка – народный символ нашей Родины, очень рада новому красивому наряду.
- И я тоже рада как вы сегодня работали на занятии, отвечали полными предложениями, не выкрикивали, работали дружно.
Вручить медали с изображением герба.
Приложение.
Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт».
Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Воспитатель : Давайте вспомним жителей разных стран.
Воспитатель задёт вопрос, дети отвечают. Кто живёт в Америке? - Американцы. Кто живёт в России? – Россияне и т. д.
Дидактическая игра «Узнай наш флаг».
Цель: Закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
Ход игры:
На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.
Дидактическая игра «Разбери монеты»
Цель: Закрепить знания детей о гербе РФ, научить узнавать герб среди гербов других стран.
Ход игры:
На столах выкладываются печатные монеты и купюры разных стран. Детям предлагается выбрать только Российские монеты и рубли, объяснить как они определили.
Физкультминутка.
В нашей стране горы высокие
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
Мы ребята вот такие!