Ирина Логунова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «В поисках сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
на тему: «В поисках сокровищ».
Составила: старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида
«Журавлик»
Логунова И. С.
п. Нижний Куранах
2016 г.
Тип: интегрированное.
Интеграция областей: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „В поисках сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Темочки
Цель: закрепление и обобщение представлений о геометрических фигурах, преобразования количества предметов, пространственных и временных представлений, навыков счёта в пределах 10.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве при помощи обозначения пространственных отношений;
- закрепить знания детей о цифрах, знание числового ряда, порядковый прямой и обратный счёт в пределах 10, представления о геометрических фигурах, умение решать задачи на вычитание, знание времён года, частей суток, дней недели.
Развивающие:
- развивать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку, умение ориентироваться в пространстве, находить закономерности, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, зрительной памяти;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к математике,любознательность, взаимопомощь, целеустремлённость,умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование: медиопроектор, презентазия, звукозапись: «Шум моря», «Звуки тропического острова», «Песня пирата», «Гимн пиратов», «ГОолос с вопросами змеи», смоделированный корабль, резиновые модули-черепахи, карта сокровищ, кочки с цифрами, баданы с пиратской символикой, резиновый шипованный мяч, декоративная пальма с шарами-кокосами, спортивный тоннель, сундук с книгами, шоколадными монетами и бусами, карточки с ребусами, костюмы пиратов, морская звезда.
Методические приё мы: метод создания развивающей среды, игровой ситуации, метод изложения проблемного изложения, метод подводящего диалога, метод привлечения и сосредоточенности внимания, вводная беседа, объяснения; вопросы к детям; использование наглядности; игры дидактические и подвижные.
Всё пространство группы разделено на зоны, их оформление соответствует маршруту, показанному на карте пиратов. Одна из зон – основная, в ней размещён смоделированный корабль, парус корабля – это экран, служащий для демонстрации слайдов на занятии.
Ход занятия:
I. Организационный сюрпризный момент.
Появление пиратов.
(Слайд №1 «Парус пиратского корабля). Звучит музыка «Пираты».
Под музыку к детям в группу с противоположных сторон входят пираты, некоторое время разглядывают друг друга, узнав, здороваются, обнимаются.
Джек: Здравствуй, Билл! Тысяча чертей! Сколько же мы с тобой не виделись? Как поживаешь?
Билл: Моё почтение, Джек! Да-а-а! Мы с тобой уж лет сто не виделись… Рад тебя видеть! Надоело скитаться по свету в одиночестве. А ты помнишь про карту сокровищ?
Джек: Я не просто помню, а даже знаю, где её взять! (достаёт карту из сапога) Предлагаю тебе отправиться со мной в путешествие на поиски клада. У меня и корабль есть, вон стоит в гавани.
Билл: Конечно же, я согласен. Но ты же понимаешь, что силы у нас уже не те, что были раньше. Нам бы команду набрать из ловких, смышлёных матросов.
Джек:Да ты вон туда повнимательнее посмотри. (Показывает на ребят)
Билл:(смотрит в подзорную трубу) Ты прав! Из этих юнцов можно набрать подходящих помощников.
Джек: (обращается к детям)Ребятушки, кто из вас смелый, кто хочет отправиться с нами на остров сокровищ?
Дети: мы!
Джек: Слушай мою команду! Друг за другом становись! (ребята выстраиваются в шеренгу)
Посвящение в пираты.
Билл:Но прежде, чем мы отправимся в плавание, вы должны пройти посвящение в пираты, дать клятву.
Джек:Я буду читать слова клятвы, а вы должны хором отвечать: «Клянёмся!»
- Быть отважным, смелым и не бояться никаких трудностей.
Дети: Клянёмся!
Джек:Не ссориться по мелочам, ценить дружбу и приходить на помощь товарищам по первому зову.
Дети: Клянёмся!
Джек:Всегда идти навстречу новым приключениям и удивительным путешествиям.
Дети: Клянёмся!
(Слайд №2 «Парус пиратского корабля).Звучит музыка «Гимн пиратов».
Билл и Джек завязывают на головах детей чёрные баданы с пиратской символикой.
Определение маршрута в поисках сокровища.
Билл:Капитан Джек, покажи нам карту!
На экране появляется изображение карты сокровищ.
(Слайд №3 «Карта сокровищ»)
Дети рассматривают карту, капитан Джек показывает маршрут.
Джек: Это необычная карта на ней указан путь к острову, на котором спрятано сокровище. Как вы думаете, что там может быть спрятано?
Дети высказывают свои предположения.
Билл:(замечает) Но карта не целая, той части, где указано место зарытых сокровищ, не хватает!
Джек: Не переживайте, мы отыщем её на острове, если преодолеем непроходимые скалы и Акулье море. В пути мы будем сверять маршрут с картой.
Упражнение «Первый, второй»(закрепление прямого порядкового счёта).
Билл: Мы отправляемся в далёкое путешествие, многое может случиться. Поэтому перед тем как отправиться в плавание, нужно пересчитать всех матросов.
Джек: Команда, слева от меня в одну шеренгу становись! По порядку, начиная с первого, рассчитайся! (порядковый счё т: первый, второй, третий)
Билл: А теперь, вперёд, на корабль! Всем занять свои места.
Дети занимают места на корабле.
II. Основная часть
Дидактическая игра «Морские обитатели».
Джек: Поднять якорь! Отдать швартовый!
(Слайд №4 «Парус пиратского корабля).
Звучит музыка «Шум океана», слышен плеск воды, крики чаек.
Билл:(мечтательно) Опять я в море, ветер в парусах, плеск воды за бортом и крики чаек… Матросы вдыхайте полной грудью морской воздух!
Джек: Ребята, а каких морских обитателей вы знаете?
Дети: Медуза, осьминог, морской конёк, краб, морская черепаха, морская звезда.
После ответов детей появляется слайд №5 «Морские обитатели».
Задание «Назови и сосчитай геометрические фигуры»
Появляется слайд №6 «Скалы в море».
Билл:(прикладывает руку ко лбу козырьком) Справа по борту вижу обломки потерпевших крушение кораблей!
Джек: На нашем пути Непроходимые скалы. Чтобы их проплыть и не наткнуться на рифы нужно выполнить задание. Посмотрите на наш парус, на нём изображение корабля.
(На экране слайд №7 «Геометрический корабль»).
Из каких геометрических фигур он составлен? (треугольников, кругов, квадратов)
Сколько использовано треугольников? (5)
Подсчитайте круги, сколько их? (5)
Треугольников пять и пять кругов, значит их …. (поровну)
Найдите два одинаковых по размеру треугольника? (это парус)
Найдите два одинаковых по цвету треугольника (в основании корабля)
В основании корабля широкий прямоугольник, а мачта – это (узкий) прямоугольник.
Парус состоит из больших треугольников, а флаг из…маленького треугольника.
Джек: Молодцы, пираты! Вы справились с заданием. Полный вперёд!
Решение задачи.
(На экране слайд №8 «Парус пиратского корабля»).
Джек: Наш корабль продолжает плыть по морским просторам. Всем матросам встать с мест. Оглянитесь назад, мы всё дальше и дальше уплываем от земли. Но что это! Наш корабль наклоняет влево! А сейчас вправо! Матросы, занять свои места.
(На экране слайд №9 «Морские рыбы»).
Билл: Посмотрите, как много разных рыб! Самые большие – это акулы! Так вот кто раскачал наш корабль!
Джек: Мы находимся в Акульем море. Они хотят, чтобы мы выполнили задание, решили задачу.
«Семь крупных акул по морю гуляли,
Вдруг три акулы куда-то пропали.
Остальные акулы к кораблю поплыли,
О пропавших акулах совсем позабыли.
Сколько акул осталось, никуда не подевалось?»
Дети: четыре.
(На экране появляется слайд №10 «Акулы в море»).
Игра «Вопрос-ответ»
Билл: смотрит из-под руки вдаль: Впереди земля. Я вижу остров.
(На экране появляется слайд №11 с «Тропический остров»).
Джек: Ну вот, мы и приплыли на остров. Отдать якорь. Сойти всем на сушу.
Билл: (показывает на резиновый шипованный мяч) Кто это?
Джек: Это морской ёж! (берёт в руки)
Билл: А у него острые иголки? Я хочу его потрогать! (тянется за мячом)
Джек:Сначала ответь на вопрос? Какое время года самое холодное? (отдаёт мяч Биллу, тот катает мяч в ладонях и возвращает Джеку и продолжает игру с детьми)
Какое время года наступит после зимы?
Какой первый весенний месяц?
После марта наступит …
За апрелем следует…
Сколько всего весенних месяцев?
Какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели наступит завтра?
Сколько всего дней в неделе?
Как называется часть суток, когда темно?
Джек: Какая смышлёная у нас команда! Молодцы! Сверимся с картой. (вместе разглядывают карту) Куда теперь нам надо отправиться?
Дети: В лес со змеями.
Задание на ориентировку в пространстве «Найди обитателей острова».
(На экране слайд №12 «Лес со змеями»)
(На экране слайд №13 «Королева змей», идёт звукозапись, голоса змеи)
Змея:Я – королева змеиного леса, вы сможете пройти, и вас не ужалят, не укусят, если вы правильно ответите на мои вопросы.
Кого называют царём зверей? (льва)
(На экране слайд №14 «Обитатели острова»идёт звукозапись, голоса змеи)
Посмотрите внимательно на картинку.
Кто летит надо львом? (попугай)
В какую сторону летит попугай? (вправо)
Куда смотрит слон? (вверх)
Куда смотрит жираф? (вниз)
Кто находится между бегемотом и слоном? (крокодил)
Что находится перед обезьяной? (банан)
Что находится позади обитателей острова? (пальмы)
У кого самая длинная шея? (у жирафа)
У кого самый короткий хвост? (у бегемота)
У кого самые большие уши? (у слона)
(На экране слайд №15 «Королева змей», идёт звукозапись, голоса змеи)
Вы правильно ответили на все мои вопросы. Можете идти, но только змейкой друг за другом.
Вслед за Джеком, дети идут змейкой.
Игра «Назови лишнее слово»
Джек: (смотрит в подзорную трубу).
(Появляется слайд №16 «Горы в тумане).
Где-то в горах есть дерево подсказок. Но я плохо вижу, кругом туман. Нужно сказать волшебные слова и туман рассеется.
Билл: Какие же это слова?
Джек: Нужно из цепочки слов найти лишнее.
Весна, среда, четверг, пятница.
Билл: Какое слово здесь лишнее? А почему?
Джек: Один, два, день, три, четыре, пять. Объясните Биллу, какое слово здесь лишнее.
Джек: Плюс, минус, пятница, равно.
Какое слово лишнее? Объясните почему?
Джек: Теперь дружно повторим все слова друг за другом.
Дети: Весна, день, пятница.
Билл: Я понял! Сокровища спрятали весенним днём в пятницу.
(смотрит в подзорную трубу).
(Появляется слайд №17 «Горы, с растущими на них пальмами»).
Джек: Туман рассеялся. Посмотрите перед нами пальмы. А на них растут…кокосы.
Логические задания
Джек: Дерево подсказок, где-то рядом есть.
В его плодах-кокосах кусочек карты есть.
Дети находят в группе искусственную пальму, с воздушными шарами-кокосами, внутри лежат разной формы куски карты.
Билл: Как же нам достать карту?
Дети: Нужно лопнуть шары.
Находят части карты.
Джек: Вы нашли несколько кусков карт. Как же определить какая часть от нашей карты?
Дети (рассуждают) : Карту можно собрать, как пазлы. Нужно приложить часть к карте, подобрать по форме.
Находят правильную часть карты. Определяют маршрут.
Игра «Найди все цифры по порядку»
(На экране появляется слайд №18 «Болото с крокодилами»)
Джек:Наш путь лежит через Крокодилье болото.
Билл: Я вижу восемь хвостов.
Джек: Ребята, сколько крокодилов увидел Билл? (8)
А сколько лап у крокодила? (4)
А у двух крокодилов? (8)
Сколько глаз у двух крокодилов? (4)
(На экране появляется слайд №19 «Крокодилы»)
Все подходят к кочкам.
Джек: Дальше, пираты, не пройти –
Тут болото впереди.
Может нам подскажет кто-то.
Как пройти через болото?
На болоте кочки с цифрами в хаотичном порядке, дети, поразмышляв, приходят к выводу, что болото надо переходить по кочкам в том порядке, в котором идут цифры друг за другом. Переходят болото.
Игра «Угадай ребус»
Джек:Сверимся с картой. Кто нам повстречается на пути?
Дети: Черепахи.
(На экране появляется слайд №20 «Черепахи»)
Билл: Вижу, вижу, черепахи,
Панцирь словно как папахи,
Еле лапками гребут,
Нам задание несут.
Джек: (достает из-под черепах карточки) Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это ребусы.
Джек: Надо нам их разгадать и в пещеру путь держать.
Дети: семья.
Спортивное задание «Пройди тоннель»
(На экране появляется слайд №21 «Вход в пещеру»)
Подходят к пещере. Это спортивный тоннель, в конце которого находится сундук.
Джек:Вот и пещера, какой узкий в неё вход. Придётся вам самостоятельно проползти и сундук мне принести.
Звучит музыка «Кладоискатели».
Дети проходят сквозь тоннель, выносят сундук.
Сюрпризный момент
Сундук открывается, в нём, детские книги, шоколадные монетки, бусы, ожерелья.
Джек: (Биллу) Драгоценности мы поделим с тобой пополам. Монеты разделим между всеми пиратами.
Билл: А книги? Какие же это сокровища? Нам они ни к чему, мы же неграмотные!
Джек: Книги – это самые настоящие сокровища, в них так много интересного можно прочитать! Мы их отдадим нашим юным матросам. (детям) Молодцы, ребята! Вы проявили смекалку, ловкость, находчивость, вы были настоящей дружной командой. Поэтому мы все вместе смогли, отыскали сокровища.
Билл: Пора отправляться в обратное плавание. Необходимо проверить все ли матросы вернулись на корабль.
Джек: Матросы, слушай мою команду. В убывающем порядке, начиная с 12 номера, рассчитайся!
Джек: Итак, все на месте, возвращаемся обратно.
Гимнастика «Попутный ветер»
(Слайд №22 «Парус пиратского корабля).
Звучит музыка «Шум океана», слышен плеск воды, крики чаек.
Джек: Нам нужен попутный ветер. Матросы, повторяйте движения за мной!
Мы плывём под парусами, (поднимают руки вверх, двигают кистями рук)
А акулы вслед за нами, (движения рук «змейкой»)
Смотрят круглыми глазами, (соединяют большие и указательные пальцы, приставляют к глазам)
Пасти – с острыми зубами. (соединяют запястья, ладони и пальцы – врозь-вместе)
Ветер в парус дуй сильней, (дуют, сделав рот трубочкой)
Чтоб домой приплыть скорей.
III. Итог занятия:
Билл: Вижу сушу.
Джек: Отдать якорь. Сойти всем на землю. (дети сходят с корабля)
Билл: Наше морское путешествие закончилось.
Джек: На память о нём, я хочу подарить вам вот такую морскую звезду. Это волшебная звезда, тот, кто возьмёт её в руки сразу же вспомнит о нашем путешествии. Давайте испытаем её.Вспомним - где вы побывали? Какое из заданий вам показалось самым интересным, а какое самым трудным?
Дети передают друг другу морскую звезду, рассказывают о том, что делали на занятии, какие задания выполняли.
Пираты прощаются с детьми и уходят.