Ольга Щекина
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 10, геометрическая фигура «трапеция»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4»
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.
Тема: «Число и цифра 10, геометрическая фигура «трапеция»».
Разработала:
воспитатель первой квалификационной категории
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „Число и цифра 10, геометрическая фигура „трапеция“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Щекина Ольга Владимировна
г. Михайловск
2020г
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
«Число и цифра 10, геометрическая фигура «трапеция»».
Цель: Знакомство с числом 10, знакомство с новой геометрической фигурой «трапеция». Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
1. Образовательные - учить детей составлять число 10 из двух меньших чисел, учить отгадывать математическую загадку, учить писать число 10,
упражнять детей в количественном счёте, пространственной ориентировке;
составлять геометрическую фигуру «трапеция» из счетных палочек и геометрических фигур квадрата и треугольников, рисовать трапецию по клеточкам.
2. Развивающие – Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, развивать умение мыслить, рассуждать.
3. Воспитательные - Воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: Познавательная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры) :
- владеют устной речью,
- пытаются выражать свои мысли,
- проявляют инициативу и самостоятельность в общении,
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;
познавательные–научиться писать цифру 10, узнавать и называть геометрическую фигуру трапеция.
Предварительная работа: дидактические игры по ФЭМП.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:
Рабочие тетради, счетные палочки, цветные карандаши, математические наборы, карточки с цифрами, карточки с цифрами от 1 до 10, игрушка бельчонок, 10 орехов, большие геометрические фигуры на магнитах (квадрат и два треугольника, палочки на магнитах, раскраски по количеству детей.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап).
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
Подарим друг другу улыбки.
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня прибежал? Это бельчонок. Как вы думаете, его зовут? (ответы детей). Он мне сказал, что его зовут Умка. Кто догадался, почему его так зовут бельчонок Умка? (ответы детей)
-Правильно, потому что он умный и любознательный - обо всём хочет узнать. Бельчонок хочет с нами сегодня позаниматься. Сегодня нас ждёт открытие новых знаний.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Бельчонок недавно бегал по лесу и нашёл запасы в дереве. Бельчонок Умка хочет вам рассказать о своей находке и предлагает вам отгадать загадку.
Игра «Отгадай загадку»
Я нашёл в дупле у белки
Девять штук орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
(на подносе 9 орехов и 1прикрыт тканью)
- Сколько орешков в дупле у белки? (десять)
-Как получилось число 10? (к 9 прибавили 1- получилось десять)
Молодцы ребята, вы справились и отгадали загадку бельчонка Умки.
А теперь садимся за столы, на свои места. Откройте тетрадки по закладке.
В первом задании Бельчонок Умка считает орешки в дупле. С помощью цифр и знаков запишите, как получилось число 10 (9+1).
(Дети показывают нужную цифру на числовом ряду. Выполняют упражнение в тетради.)
-Молодцы, все справились с заданием, я предлагаю вам отдохнуть, взять по орешку и повторять за мной.
«Ловкие ручки»
Это ручка – правая (сжать орех в правой руке)
Это ручка – левая (сжать орех левой рукой)
На орешек нажимаю (перекладывать орех из руки, в руку нажимая на него)
Я зарядку делаю (катать орех между ладонями)
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Сильные, умелые. (катать по столу правой и левой рукой поочередно)
Ознакомление с числом 10.
Чтение Стихотворение И. Блюмкина:
Ничего нет проще
Число десять написать.
Нужно к единице
Справа ноль пририсовать.
- Число 10 записывается двумя цифрами единица и ноль.
Ребята, найдите число десять среди других цифр и обведите ее в круг. Обведите число 10 по точкам, напишите его по образцу до конца строчки. Все написали? Ставим карандаш в стакан, кладем тетрадь на край стола.
Игра «Будь внимательным»
-Бельчонок Умка приглашает вас с ним поиграть. Выйдите из-за стола и пройдите на ковер. Я буду показывать карточку с цифрой, соответственно цифре на карточке нужно найти свое место.
(после игры дети садятся за столы)
Трапеция из счётных палочек.
- Вспомните, ребята, какие геометрические фигуры вы умеете выкладывать из счётных палочек? (треугольник, квадрат, прямоугольник) Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой, но прежде Бельчонок Умка хочет рассказать сказку «Про квадрат и треугольники».
Жил - был добрый квадрат. К нему в гости пришел треугольник
«- Давай будем вместе играть и дружить?»
Согласился квадрат. (На магнитной доске фигура квадрата и треугольника, сближаем их друг к другу).
Увидел ещё один треугольник, как они весело играют, и решил с ними ближе познакомиться. Стали вместе играть три фигуры.
(сближаем фигуры так, чтобы получилась трапеция)
Так получилась – трапеция.
Трапеция – это геометрическая фигура, у которой 4 угла и четыре стороны. Но, посмотрите внимательно – нижняя и верхняя стороны параллельны и разной длины, а боковые стороны наклонные.
-Как называется эта фигура? (ответы детей)
-Из каких геометрических фигур получилась трапеция? (ответы детей)
-Сколько углов у трапеции? (ответы детей)
-Сколько сторон у трапеции? (ответы детей)
- На что похожа трапеция? (на крышу дома, на юбку, на лодку)
-У каждого на столе набор геометрических фигур, выложите из геометрических фигур трапецию по сказке.
(Дети выкладывают трапецию)
- Возьмите, пожалуйста, палочки и попробуйте выложить трапецию на столе.
(Дети выкладывают трапецию из счетных палочек)
Рисование трапеции
- Сегодня мы научимся рисовать трапецию в тетради, посмотрите, как правильно это сделать. Ставлю карандаш на середину верней линии клетки, безотрывно веду наклонную линию вниз влево в угол, провожу прямую линию вправо через две клетки. От угла веду вверх влево до середины клетки, влево по линии до точки.
Нарисуйте трапецию, как показано на рисунке, до конца строчки.
- Будем рисовать большую трапецию. Ставлю карандаш на точку, провожу прямую неотрывную линию через четыре клетки вправо, провожу наклонную линию вниз до точки, веду неотрывную линию влево до точки и вверх наклонную линию до точки, от которой начали рисовать трапецию.
(Дети выполняют задание в тетради)
Физкультурная минутка:
Белка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)
К зиме кладовки заполняла: (Наклоны – как будто что собирают)
Здесь – орешки, (Поворот вправо)
Тут – грибочек (Поворот влево)
Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)
Садитесь на свои места. Ноги поставьте правильно, спинку держим ровно.
Игра «Найди отличия»
Бельчонок Умка очень внимателен и хочет, чтобы бы вы тоже были внимательными. Найдите отличия у двух котов. Раскрасьте столько квадратов, сколько найдёте отличий между двумя кошками. Сколько квадратов закрасили?
• у кошки справа хвост опущен вниз, а у кошки слева поднят вверх;
• у кошки справа три полоски, а у кошки слева две;
• у кошки справа чёрная лапка сзади, а у кошки слева - спереди;
• у кошки справа есть усы, а у кошки слева - нет; *
• у кошки справа глаза смотрят вправо, а у кошки слева - влево.)
-Бельчонок Умка рад, что пришёл сегодня к вам и предлагает проверить друг друга. Поменяйтесь тетрадями и сравните их с тетрадью на доске. Если все выполнено правильно, закрасьте круг в правом нижнем уголке тетради зеленым цветом, если есть 1-2 ошибки - желтым, если ошибок 3 и более-красным. Эти цвета символизируют светофор: зеленый все хорошо, можно переходить к следующей страничке, желтый – надо поработать над некоторыми ошибками, а красный – прежде чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.
(дети сравнивают тетради с тетрадью на доске)
Бельчонку Умке пора возвращаться в лес, он принес всем подарки.
(дети получают раскраски и прощаются с Бельченком)
3. Заключительная (рефлексивный этап)
Ребята, скажите, кто приходил к нам в гости? чем сегодня занимались и что нового узнали?
Самоанализ группового занятия занятие по ФЭМП в старшей группе
«Число и цифра 10, геометрическая фигура «трапеция»».
Уважаемые коллеги вашему вниманию было представлено занятие по ФЭМП в старшей группе на тему : «Число и цифра 10, геометрическая фигура «трапеция»».
Цель:
Знакомство с числом 10, знакомство с новой геометрической фигурой «трапеция». Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Воспитание эмоциональной отзывчивости.
1. Образовательные - учить детей составлять число 10 из двух меньших чисел, учить отгадывать математическую загадку, учить писать число 10,
упражнять детей в количественном счёте, пространственной ориентировке;
составлять геометрическую фигуру «трапеция» из счетных палочек и геометрических фигур квадрата и треугольников, рисовать трапецию по клеточкам.
2. Развивающие – Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, развивать умение мыслить, рассуждать.
3. Воспитательные - Воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.
На занятии использовались различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Мною использовались различные методы: игровой, наглядный, практический. Выбранные методы соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям детей.
Была проведена предварительная работа: дидактические игры по ФЭМП.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия и непосредственно сюрпризный момент-Бельчонок Умка, который загадал загадку и остался заниматься с ребятами, что поддерживало интерес детей на протяжении всего занятия.
На занятии был создан благоприятный фон. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
И подводя итог…я считаю, что все задачи, направленные на реализацию цели нами с детьми решены.
Спасибо, за внимание! Хотелось бы услышать ваши отзывы…замечания и рекомендации.