Зимина Наталья
Конспект НООД по ФЭМП в старшей группе «Аленький цветочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД по ФЭМП в старшей группе «Аленький цветочек»
Тема НООД : «Понятия «большой» — «маленький»».
Вид деятельности: речевая, познавательная.
Возрастная группа : старшая.
Цели: развитие речевой активности детей с нарушениями зрения, закрепление понятий «большой» — «маленький»; создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе.
Задачи:
Публикация «Конспект НООД по ФЭМП в старшей группе „Аленький цветочек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Математика, ФЭМП
- Темочки
1. Образовательная: учить детей сравнивать несколько предметов по величине способами приложения, наложения; определять эти признаки предметов словами: «большие» — «маленькие», «одинаковые по величине», «больше» — «меньше», «самый большой» — «самый маленький». формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
2. Развивающая: развивать внимание, слуховое восприятие. Развивать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, давать на него правильный и развёрнутый ответ.
3. Воспитательная: содействовать поддержанию интереса к математике.
4. Коррекционная: развивать зрительно-двигательную координацию и аккомодацию через наблюдение за окружающим, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пособия:
1. Демонстрационный материал. Листья деревьев (березы и клена, вырезанные из бумаги; 2 дерева (маленький клен и большая береза) с липучками; листья этих деревьев с липучками; 3 медведя разных по величине, Карлсон.
2. Раздаточный материал. Коробочки с камнями; карточки с изображением контуров двумя листьями (березы и клена, 3 медведя разных по величине на каждого ребёнка.
Ход НООД:
Этап работы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Организационный момент
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть на то, что мы с вами умеем делать, чему мы научились и может быть они научаться чему-нибудь у нас. Вы готовы?
Но для начала я хочу с вами сыграть в одну игру, которая называется «Старт - стоп». У меня в руках цифры. Когда я говорю «Старт», вы закрываете глаза, когда я говорю «Стоп» вы открываете глаза, узнаете цифру, поднимаете руку и отвечаете, только не выкрикивайте. Те, у кого в руках уже будет цифра, в игре не учувствуют, а стоят и смотрят за остальными и проверяют. Итак, начнем.
Молодцы, все цифры знаете, но смотрите, цифры то перемешались все. Нам надо сейчас построиться друг за другом по порядку.
Почему ты … встал (а) за …., потому что цифра …. Стоит после/перед цифрой….
Какие вы умные, знаете как стоят цифры друг за другом.
Дети строятся возле ковра, приветствуют гостей.
Дети отгадывают и называют цифры.
Дети строятся по порядку.
Постановка детьми цели предстоящей деятельности
Взгляните, а кто это к нам в гости прилетел, вы его знаете?
Карлсон долго болел и не ходил в детский сад, и пропустил много занятий. А теперь он прилетел к нам, чтобы вы его научили делать глазодвигательную гимнастику, сравнивать предметы по высоте:, сравнивать по величине листья и подбирать их к правильному дереву, показали, какую вы умеете делать физминутку, научили сравнивать предметы по величине, от самого большого до самого маленького, а потом научили выкладывать Карлсона картинки по контуру с помощью камней. Но посмотрите, Карлсон то к нам не с пустыми руками прилете. Он принёс нам волшебный экран. На нём он нам нарисовал подсказки, чему он хочет научиться. А ещё у него есть красные и зелёные листья, с помощью которого мы с вами будем себя оценивать.
Если вы справитесь с заданием, получите зелёные листики. Они означают, что вы справились с заданием, ответили полным предложением и не допустили ошибки при ответе. Красные – означают, что у вас возникли затруднения при выполнении задания. Но я думаю, что красных листиков не будет.
Это Карлсон.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Но прежде чем мы будем учить и играть с Карлсоном нам что надо сделать? Посмотрите на волшебный экран.
Правильно, глазодвигательную гимнастику
Для чего нам надо делать глазодвигательную гимнастику?
Посмотрите, на экране сейчас появятся листья, я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно следите за листьями. А Карлсон будет на вас смотреть и учиться. Готовы?
«Листочки»
Ах, как листики летят,
Всеми красками горят
Лист кленовый, лист резной,
Разноцветный, расписной.
Шу-шу-шу, шу- шу- шу.
Как я листиком шуршу.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш листок,
Полетел над головой
Красный, желтый, золотой.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Как листиком шуршу.
Ребята, оцените себя. Всё ли у всех получилось? А мы с Карлсоном посмотрим и поможем выбрать нужный листок.
Отлично. Первые победы у нас есть. Никто неполучил красный лист.
Проходите за столы.
Первая наша игра в которую предлагает поиграть Карлсон это «Сравни деревья по высоте».
А вы помните мы с вами вчера рассматривали на прогулке разные деревьев. Вспомните деревья. Как их названия.
Отлично, много деревьев вспомнили.
Закройте глаза (выставка на доске два демонстрационных дерева (высокий клён и низкая берёза).
Что изменилось?
Какие это деревья?
Как вы определили?
Одинаковой ли высоты эти деревья?
Какое дерево выше?
Какое дерево ниже?
Работа с демонстрационным материалом.
Посмотрите у вас на столах в тарелочках лежат деревья, сейчас мы с вами будем учить Карлсона их сравнивать. А вы знаете, как сравнить наши деревья?
Для того чтобы сравнить берёзу и клён по высоте, нам надо наложить берёзу на клен. У берёзы и клёна есть основание, нам надо положить берёзу на клён так, чтобы их основания совпадали, тогда мы сможем узнать, какое дерево выше, а какое ниже.
Запомнили? Приступайте к работе.
Посмотрите, какое дерево оказалось выше, а какое ниже? Как вы сравнили?
Карлсон, посмотри, все дети справились с заданием, теперь ты знаешь, как сравнивать предметы по высоте.
Давайте подойдём к нашему волшебному экрану и оценим себя.
Вторая игра, в которую предлагает поиграть Карлсон это «От какого дерева оторвался лист».
Представляете, Карлсон собирал в осеннем лесу листья, но подул сильный ветер, и все листья разлетелись и перемешались, и Карлсон забыл, от какого дерева листья. Поможем ему вспомнить?
Посмотрите, у вас на столах стоят тарелочки, в которых лежат листья березы и клена. Они нам помогут научиться группировать предметы по размеру. Вам нужно будет назвать от какого дерева этот лист, какой это лист по размеру, и приложить лист к нужному дереву.
Давайте вспомним от какого дерева лист и ещё раз напомним Карлсону, как их можно сравнить.
Посмотрите, какого размера листья березе?
Все листья березы одинакового размера. Как это можно проверить?
Какого размера листья на клене?
Все листья клена одинакового размера. Как это можно проверить?
Как можно увидеть, что лист березы меньшего размера, чем лист клена?
Как можно сказать про лист березы и лист клена?
Мы знаем, что предметы можно группировать по разным признакам. Все листья лежали на тарелочках, нам надо было помочь Карлсону разделить их на две группы по двум признакам. По каким признакам мы их разделили?
Отлично, вы справились и с этим заданием, оцените себя ребята.
В игры мы с вами поиграли, устали сидеть за столами, посмотрите, что дальше нам предлагает сделать Карлсон.
А для чего нам нужна физминутка.
Физминутка
«Листопад».
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят
Жёлтые и красные, все такие разные
Покружились, полетели и на землю тихо сели, сели, посидели.
Ветер подул. Фыр и улетели.
Отлично, хорошо сделали, физминутку, все старались.
Карлсон её запомнит, и будет её делать в своём детском саду.
Давайте подойдём к нашему волшебному экрану и оценим себя, а заодно посмотрим, какую игру нам ещё предлагает Карлсон.
Ответы детей.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Ответы детей.
Ответы детей.
На доске появились деревья.
Береза, клен.
У березы белый ствол, у клена резные (разноцветные листья) листья.
Разного.
Клён.
Берёза.
Ответы детей.
Дети приступают к сравниванию деревьев по высоте.
Ответы детей.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Каждый ребенок берёт лист с тарелки, называет его размер и название (кленовый, березовый) и прикладывает на соответствующее дерево, говоря: «Большой кленовый лист я положил на низкое дерево - клён». «Маленький берёзовый лист я положил на высокое дерево- берёзу».
Листья берёзы маленькие.
Наложить листья друг на друга.
На клене большие листья.
Наложить листья друг на друга.
Нужно наложить березовый лист на кленовый лист.
Лист березы меньше листа клена. Лист клена больше листа березы.
По размеру: большие — на маленькое дерево; маленькие — на большое дерево. По принадлежности к деревьям: на березе — березовые листочки, на клене — кленовые.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Сделать физминутку.
Чтобы отдохнуть.
Дети выполняют движения согласно словам.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Самостоятельная деятельность детей
Игра «Три медведя»
Ребята, а вы знаете, любимая сказка Карлсона «Три медведя». Давайте вспомним вместе сказку и сравним, кто из героев самый большой, а кто самый маленький.
Как в сказке «Три медведя» звали самого большого медведя? (Демонстрация медведя)
Как звали самого маленького медведя? (Демонстрация медвежонка)
Как звали маму Мишутки?
(Демонстрация медведицы).
Хорошо, героев вы вспомнили. Посмотрите, у вас на тарелочках лежат картинки медведей. Расположите медведей от самого большого до самого маленького.
Сравните по размеру медведя и медведицу. Кто из них больше?
Как это проверить?
Как можно про них сказать?
Сравните по размеру медведицу и медвежонка. Кто из них меньше?
Как это проверить?
Как можно про них сказать?
Про медведя можно сказать, что Михайло Потапыч самый большой из этих трех медведей. Про Настасью Филипповну, что она поменьше Михайло Потапыча., а Мишутка самый маленький из трех медведей.
Какие вы внимательные и с этим справились заданием, оцените себя ребята.
Давайте посмотрим, какую же последнюю игру нам предлагает Карлсон.
Работа с раздаточным материалом.
Игра «Выложи по контуру».
Ребята, посмотрите перед вами лежит лист, на котором нарисованы какие листья?
Давайте посчитаем сколько клиновых листьев, а сколько берёзовых?
Вам надо выложить из камней их контур. Камушки из стакана надо брать 2 пальцами, указательным и большим, а не горстью. Выкладываем по одному камушку друг за другом.
Камнями жёлтого цвета вы выкладываете листья берёзы, а камнями красного цвета – клиновый лист.
Напомню про технику безопасности: камни нельзя брать в рот, помещать в уши и нос.
Теперь вы можете приступать к работе. А Карлсон будет смотреть, и учиться, как правильно выкладывать камни по контуру.
Как красиво вы выложили листья.
… камнями какого цвета ты выкладывал (а) контур клинового/берёзового листа.
Все старались выполнить задание правильно и аккуратно. Давайте подойдём к нашему экрану и оценим себя.
Михайло Потапыч.
Мишутка.
Настасья Филипповна.
Выкладывают медведей.
Медведь больше медведицы.
Приложить, наложить.
Медведь больше медведицы. Медведица меньше медведя.
Медвежонок меньше медведицы.
Наложить, приложить.
Медведица больше медвежонка, а медвежонок меньше медведицы.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Листья берёзы и листья клёна.
Кленовый лист один, а березовых листьев 2.
Дети выкладывают листья по контуру.
Дети подходят к экрану и оценивают себя, объясняя свой выбор.
Подведение итогов деятельности. Обсуждение.
Сегодня мы с вами поиграли в разные игры и научили Карлсона что делать?
Давайте посмотрим на наш волшебный экран и вспомним, в какие игры мы с вами играли?
Вы сегодня хорошо занимались. Карлсону очень понравилось, как вы выполняли все игры. Теперь он точно не ошибётся и будет правильно называть большие и маленькие предметы, группировать их по признакам, сравнивать предметы по высоте.
Скажите, а у вас всё сегодня получилось?
А теперь давайте подойдём к окну и сделаем упражнение на аккомодацию. Посмотрите, какие красивые листики есть на нашем окне, найдите каждый себе лист и посмотрите на него, а теперь посмотрите вдаль и опять на свой лист.
Ответы детей.
Ответы детей.