Лилия Катаева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием карточек и блоков Дьенеша «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Африку. На помощь удаву.»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Закрепление математических знаний и умений, конструктивного мышления посредством игры — путешествия, используя блоки и карточки Дьенеша.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием карточек и блоков Дьенеша „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
1). Закрепить порядковый счёт и цифры в пределах 20, понятия «предыдущее» и «последующее». Закрепить умение самостоятельно выкладывать изображения по схеме, соотносить цвет – длину – число; учить анализу и синтезу;
Учить решать текстовые задачи и выполнять арифметические действия на сложение и вычитание.
Закрепить понятие «длина», учить измерять условной меркой, формировать знание и независимости величины (длины) от мерки ;
Развивать логическое мышление: формировать навыки кодировки и декодировки информации о предмете; закрепить умение детей "читать" знаки - символы, выбирая соответствующий блок из нескольких; производить логические операции «не», «и», «или».(Познавательное развитие»)
2). Активизировать словарь детей: диалоговую, связную речь, умение отвечать на вопросы. («Речевое развитие»)
3).Содействовать формированию навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь. («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы:
словесный –
Наглядный-
Практический -
Материал и оборудование: схема «Корабля»(блоки Дьенеша, символы Дьенеша, задания на логическое мышление «Два обруча», «Волшебная коробочка»
Предварительная работа: Логика образовательной деятельности
Звонит мобильный телефон.
Воспитатель (говорит по телефону). Алло! Здравствуйте! Да, это детский сад «Улыбка», подготовительная к школе группа «Ромашка». Хорошо, постараемся. (Обращается к детям). Звонили из Африки – компания наших старых друзей, мартышка, слоненок и попугай. Они сказали, что у удава возникла проблема – он хочет измерить свой рост, а как это сделать не знает. Я предлагаю всем вместе отправиться в Африку и помочь удаву. Вы согласны помочь? (Да). До Африки далеко. (Показать на глобусе). Как вы думаете, ребята, на каком транспорте нам удобней и быстрей добраться до Африки? (Ответы детей) Я предлагаю по суше ехать на поезде. Потом пересесть на корабль. Давайте поспешим, на станцию уже прибыл поезд.
Воспитатель: Разрешите мне быть проводником. Разрешаете? Получите, пожалуйста, номера ваших вагонов (каждый ребенок получает билет)
Игра «В каком вагоне ты поедешь?» Вопросы по закреплению порядкового счёта, понятия «предыдущее» и «последующее» число.
Воспитатель: Уважаемые пассажиры, прошу пройти на свои места.
Воспитатель: Чтобы в дороге нам было веселее ехать, давайте выполним
задание: Нужно быстро ответить на вопросы:
Сколько орехов в пустом стакане (0?
Сколько раз в году бывает день рождения (1?
Сколько глаз у любого из нас (2?
Сколько носов у трех котов (3?
Сколько ушей у двух мышей (4?
Сколько пальцев на одной руке (5?
Сколько ног у трех детей (6?
Какая цифра спряталась в слове семья (7?
Физминутка для глаз
Закрываем глазки – раз,
Отдыхаем мы сейчас.
Посидим минуток пять,
Дальше будем выполнять.
Вверх и вниз вы посмотрите,
Вправо, влево загляните.
Быстро-быстро поморгаем,
Открываем – закрываем!
Глазки часиками стали,
И как стрелки побежали (движение глазами по кругу по часовой стрелке и против нее)
Воспитатель : Внимание! Наш поезд прибыл на конечную станцию
Воспитатель: Прошу выйти и размяться.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Корабль по схеме (построить);
. Какие блоки использовали?
. Какого цвета?
. Посчитать какое количество каждых блоков использовали (составить пример)
Воспитатель: А чтобы зайти на корабль, надо взять билеты (карточки Дьенеша)
Воспитатель : Ребята, каждый из вас должен занять свое место в каюте, а какое вы узнаете, найдя нужный блок по билету. Для того чтобы найти свое место в каюте, необходимо расшифровать кодовые обозначения. ( На каждом билете обозначены: форма, цвет, размер и толщина.) Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети находят нужный блок и занимают свои места.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты и блоки.
Воспитатель: Наш корабль отчаливает от берега и отправляется в плавание по океану. А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо решить задачи. Слушайте условие внимательно, решайте и дайте ответы
Задачи:
• У Тани пять игрушек, у Маши столько же. Сколько Игрушек у Тани и Маши вместе? (Десять).
• На детской площадке в мяч играливосемь детей, трое ушли домой. Сколько детей остались играть (Пять детей). В какое время года «День смеха»? (Весной). Назовите весенниемесяцы (Март, Апрель, Май).
• Маша испекла шесть пирожков с капустой и четыре пирожка с вареньем. пять пирожков съели. Сколько пирожков осталось? (Пять пирожков).
• В коробке лежало пять карандашей. Вова положил в коробку еще три карандаша. Потом он отдал Маше четыре карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке (Четыре карандаша)
Воспитатель: До Африки мы доплыли, а теперь еще надо добраться до полянки в джунглях, где наши друзья расположились. Для этого нам необходимо раскодировать карточки и узнать, что там спрятано.
Игра с блоками Дьенеша «Волшебная коробочка».
Опустит в отверстие руку, нащупать блок и назвать какой он.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием
-А теперь, мы можем смело отправляться в путь. Постройтесь по быстрее. Сначала мы пойдем по широкой дороге свободным шагом. А теперь на нашем пути узенький мостик через речку. (Дети проходят по ней держа равновесие.)
Игра с блоками Дьенеша «Два обруча».
Положить два обруча так, чтобы получилось отсека. В первый поместить все красные четырехугольные блоки. Во второй — все большие круглые блоки. В третий, который получился от пересечения двух обручей — все тонкие треугольники.
Все, наконец-то добрались!
А здесь нас уже дожидается веселая компания – удав, мартышка, слоненок и попугай. Они все озабочены состоянием здоровья удава. Дело в том, что удав уже несколько дней не ест, не спит, не гуляет, не играет, а только лежит и думает о том, как бы измерить свой рост. Может быть, мы поможем ему? Вспомним, как измерял свой рост, а точнее свою длину, удав в мультфильме?
Дети: В попугаях.
Воспитатель: - Правильно в попугаях.
Воспитатель: - Давайте-ка и мы с вами попробуем измерить удава в попугаях. Представьте себе, что самая длинная коричневая лента- это удав, Белая– слоненок, красная– это мартышка, а желтая – попугай.
Воспитатель: Что вы можете сказать об их длине?
Дети: Удав - самый длинный, слоненок - покороче, мартышка - еще короче, а попугай - самый короткий.
-А теперь давайте измерим нашего удава в попугаях? Как это сделать? София скажи пожалуйста как это сделать?
- Путем наложения
Измеряя удава таким образом, дети находят, что длина его равна 10 попугаям.
София, запиши пожалуйста результат на доске. После того как мы измерили длину удава в попугаях, чем мы еще его можем измерить?
Воспитатель: - Давайте и мы измерим удава мартышками.
Дети повторяют измерение и находят, что длина удава равна 5 мартышкам. Снова делается запись на доске.
После этого удава измеряют в слонятах. Длина удава равна 2 слонятам.
Воспитатель: - После того как удава измерили и в попугаях, и в мартышках, Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?»
Воспитатель строит дискуссию, задавая детям наводящие вопросы. Разных удавов они измеряли или одного и того же? Почему же результаты измерения получились разными – 10, 5 и 2? Что получилось бы, если захотели измерить удава муравьями?
В результате этой дискуссии дети приходят к выводу, что длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений. Чем меньше мерка, тем больше число. Чем больше мерка, тем меньше число.
Воспитатель: Молодцы! Отлично поиграли, а самое главное – все сделали правильно!
За то, что мы активно работали на занятии, удав вам приготовил подарки. Это математические картинки.
Воспитатель: Почему мы отправились в путешествие? Какую проблему решали? Понравилось или нет путешествие? Было ли вам интересно во время путешествия?
Звонит мобильный телефон.
Воспитатель: - Алло! Да, хорошо.
- Пора возвращаться в детский сад. Надо успеть на прогулку, на чём быстро можно добраться? (ответы). Летим на самолёте. Заводим мотор, расправляем крылья. И летим в группу. Вот мы уже и дома.