ирина фокина
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с ОНР «Путешествие к Магистру Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с ОНР
Тема: «Путешествие к Магистру Знаний»
Цель: сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью условной мерки.
Задачи:
Обучающие:
• Сформировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки;
• Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения;
• Закрепить представления детей о сложении чисел,
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с ОНР „Путешествие к Магистру Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
• Тренировать счетные умения
• Тренировать навыки самоконтроля
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции – анализ и сравнение;
• Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
• Продолжать формировать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
• Расширять кругозор детей
Воспитательные:
• Продолжать развивать способность детей к общению;
• Продолжать развивать чувство сопереживания, взаимопомощи, радости от полученного результата;
• Продолжать учить детей работать в парах.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
• Два сосуда разного объема, но одинаковой высоты;
• кастрюля, мерочный стаканчик, фишки, цифры, воронка;
• обруч, столбики – лего;
• костюм Магистра Знаний;
• Музыкальная фонограмма;
Раздаточный:
• Полоски, длина которых равна высоте столбиков – лего (по одной на каждого ребенка);
• Карточки с примерами (по одной на каждого ребенка);
• Пузырек с «микстурой», мерочный стаканчик, пластиковый стаканчик 0,2 л, воронка, фишки, простой карандаш, фартук, тряпочка, поднос, фломастеры (на каждого ребенка);
• Рецепты – карточки на каждого ребенка; пример 3ж (желтой) +2к (красной)=
• 4 пластиковые бутылочки с водой (красной, желтой, синей, зеленой, на стол;
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию:
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает послушать сказку:
- Жил – был царь и была у него дочка красавица. Посватался к ней царь из соседней страны – злой волшебник, но девушка не захотела выходить замуж за жадного и жестокого правителя. Рассердился волшебник и заколдовал девушку, окаменела она.
Сильно опечалился царь и созвал со всей страны мудрецов, чтобы сказали они, как расколдовать принцессу. Три дня думали мудрецы, листали свои волшебные книги и, наконец, сказали царю так: «Расколдовать принцессу может живая вода, которая храниться в тридесятом царстве, в тридевятом государстве у Магистра Знаний».
Ребята, царь просит вас помочь раздобыть живую воду и расколдовать принцессу.
- Хотите помочь царю и принцессе?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
Игра «Переход через границу».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить умение использовать его для практических измерений;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, коммуникативные качества.
Воспитатель: - Попасть в тридесятое царство можно, только пройдя через границу по пропуску.
Воспитатель раздает каждому ребенку «пропуск» (полоску картона, длина которой равна высоте одного из столбиков).
Воспитатель: - Чтобы пройти через контрольно-пропускной пункт, надо найти место, где находится столбик такой же высоты, как пропуск, который вы взяли.
- Как вы будете искать это место? (ответы детей: приложить полоску к столбику так, чтобы один ее конец совпал с основанием столбика, а другой – с высотой).
Дети самостоятельно выполняют задание.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка, можно назначить проверяющего у каждой подгруппы детей.
Воспитатель: - Молодцы. А теперь откроются ворота в тридесятое царство.
Звучит музыка. Через обруч дети «попадают» в тридесятое царство.
Воспитатель: - А где же Магистр Знаний, пойду, позову его.
(Воспитатель, одевает, одежду магистра и выходит к детям)
Магистр Знаний: - Здравствуйте ребята, что привело вас ко мне?
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования способа непосредственного сравнения сосудов по объему (вместимости);
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память воображение, логическое мышление, речь.
Дети подходят к столу, на котором стоят две емкости с водой, одинаковой высоты, но разного диаметра. В сосуде большего диаметра воды побольше, но высота столбика жидкости меньше.
Магистр Знаний: - Полетел ворон, набрал живую и мертвую воду в два сосуда, да забыл, в какой сосуд, какую воду налил. Помнит только, что живой воды было больше.
Магистр Знаний: - Как же узнать, где живая, а где мертвая вода?
(Дети: сравнить, измерить и т. д.). Дети делают предположения
Магистр Знаний: - Смогли мы это узнать? (нет, не смогли)
- Почему не смогли? (потому что не знаем, как измерить воду)
4. Открытие нового знания:
Дидактические задачи:
1) сформировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Как узнать, сколько воды в этих сосудах? (измерить, измерить с помощью мерки и сравнить количество мерок, где мерок, больше, там и живая вода)
- Правильно, воду надо измерить мерками и сравнить количество мерок.
- А можно ли измерить жидкость из одного сосуда стаканчиком, а из другого баночкой? (нет нельзя, потому что измерение будет не правильным)
- Конечно же нет. Измерение будет неверным. Сравнивать по объему можно тогда, когда мерки одинаковые.
- Приступим к измерению. Меркой будет служить маленький стаканчик. Наполняем его до краев, выливаем и только после этого выкладываем фишку. Помочь мне попрошу Дашу. Сколько фишек получилось? (две).
- Две мерки уместилось в сосуде, где уровень жидкости выше.
- Измерим количество жидкости в другом сосуде. Сколько мерок получилось? (три)
- Так, что же это, ребята, оказывается воды больше в том сосуде, где уровень воды ниже.
- Почему так получилось? (ответы детей)
- Да потому что этот сосуд больше по объему. По высоте уровня жидкости нельзя судить об ее объеме.
- В каком же сосуде живая вода?
- Молодцы, вы смогли правильно определить и спасли принцессу.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Игра 5.1: «Поможем доктору Айболиту».
Дидактические задачи:
1) закрепить представления об измерении объема, умение выполнять практическое измерение объема жидкости с помощью мерки;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.
Магистр знаний приглашает ребят к себе в лабораторию. Проговаривает правила поведения в лаборатории.
М. З. : - Ребята, на столах цифры. Вы найдете свой стол, решив пример.
(детям раздаются карточки с примерами)
Ребята занимают свои места, решив пример. Взрослый проверяет.
М. З. : - Ребята, мой друг Айболит купил в аптеке микстуру для своей больницы. Но не знает, сколько же микстуры содержится в каждом пузырьке.
- Ребята, а вы сможете узнать, сколько в пузырьке микстуры?
- А как вы узнаете? Что нужно сделать? (Измерить с помощью мерки)
- Правильно, измерить с помощью мерки. Мерку наполняем до краев. После того как вылили из мерки в стаканчик, выкладываем фишку.
- Приступаем к работе. Работаем аккуратно, не проливая микстуру.
- Закончили. Теперь каждый про себя посчитает свои фишки и выложит цифру. Сколько мерок у вас получилось?
Динамическая пауза
А теперь попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и потянулись, наклонились, разогнулись,
Вдох и выдох – улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Игра 5.2: «Сделаем лекарство для зверят».
М. З. : - Айболит написал рецепты лекарств, но не до конца. Просит вас ему помочь сделать лекарства и дописать рецепты.
Детям выдаются рецепты-карточки
М. З. : - Ребята, посмотрите на свои рецепты. Что вам нужно сделать? (Отмерить нужное количество лекарства одного цвета и нужное количество – другого цвета и записать полученный результат)
Все правильно, приступайте к работе.
Дети выполняют работу самостоятельно.
М. З. проверяет правильность выполненного задания.
Ну что же ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка. «Открываются» ворота тридесятого царства, дети выходят из него.
6. Итог занятия:
Воспитатель собирает детей около себя.
- Вот мы и вернулись в детский сад.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому смогли помочь?
- Как вы думаете, почему вам удалось помочь королю и спасти принцессу, помочь Айболиту? (Потому что мы научились сравнивать объемы с помощью мерки)
Используемая литература:
Петерсон Л. Г. Кочемасова Е. Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации ч. 3