Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по ФЭМП «Три, трое, третий» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить с цифрой 3;
2. Познакомить с понятиями «следующее» и «предыдущее» число;
3. Познакомить с правилами получения следующего и предыдущего числа;
4. Учить объединять подмножества и вычленять подмножества из множества на основе этих понятий;
5. Учить соотносить множество с натуральным количественным числом и называть его;
6. Учить записывать названные числа в виде числовых карточек;
7. Учить пересчитывать предметы в ряду;
8. Продолжать знакомство с понятиями «часть» и «целое»;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Три, трое, третий“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
9. Продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
10. Находить и называть заданные закономерности;
Задачи:
1. Развитие организационных умений: называть тему занятия, понимать цель задания, обозначенную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
2. Развивать коммуникативные умения: выражать свои действия в речи, помогать друг другу при выполнении заданий.
3. Оценивать результат работы (не получилось-получилось, исправлять допущенные ошибки;
4. Развивать память и внимание.
Материал к занятию: цветные верёвки или шнуры, фломастеры или цветные карандаши, готовые числовые карточки, счётные палочки.
Ход НОД.
I.Дидактическая игра «Уходим из дома», которая подводит к открытию и формулированию нового материала.
1. Игра по знакомым правилам. Форма работы: фронтальная.
Из цветных верёвок на ковре выложено несколько «домиков». В этих «домиках» находятся все дети, которые присутствуют на занятии. Дети должны быть распределены на группы таким образом, чтобы в каждом «домике» было разное количество ребят и ни в одном «доме» не было более 10 человек.
П. : -Ребята, сейчас необходимо выйти из «дома», но выходить следует по одному. Вы можете из «домиков» выходить друг за другом. Выйдя, каждый должен сказать, сколько остаётся человек в «доме». Если вы называете верное число, то выходите, и остаётесь, если ошибаетесь.
В эту игру играем до тех пор, пока во всех «домиках» останутся не более 5 человек. Затем это число жильцов «домиков» сравниваем попарно (первый «домик» со вторым). При этом дети становятся в пары.
2. Открытие нового умения и знания. Формулировка основной цели и темы НОД. Форма работы: в парах.
На этом занятии и всех последующих, которые посвящены изучению чисел в пределах 10, ребята знакомятся впервые с составом чисел из двух меньших и правилами получения предыдущего и следующего числа (следующее число образуется присчитыванием единицы к заданному числу, предыдущее число образуется отсчитыванием единицы от заданного числа).
Дети при работе с соответствующим заданием должны сформулировать правила получения предыдущего и следующего числа, сделать вывод, что число 3 (целое) состоит из одного и двух (частей). Если к 2 прибавить (присчитать) 1, то получится 3; число 2 получается путём вычитания (отсчитывания) 1 из 3. Совместно с детьми сравнивая рисунки при рассматривании, педагог подводит их к выводу, что число 3 на 1 больше, чем 2, число 2 на 1 меньше, чем 3.
Формулировка основной цели и темы НОД.
Педагог просит детей рассмотреть рисунки в тетради и сделать предположения о том, чем будем сегодня на занятии (узнаем новую цифру, будем рассказывать о числе три, будем учиться считать и т. д.)
А).Задание №1. Форма работы: в парах.
Последовательность работы.
Педагог просит детей рассмотреть два верхних рисунка, которые соединены жёлтой стрелкой, друг с другом посоветоваться и придумать историю, где будут слова «было», «стало». На выполнение задания отводиться 1-2 минуты, после которых из пары один ребёнок рассказывает о том, что они придумали. (Было двое детей. Они играли под пальмой, через несколько минут к ним прибежала обезьянка. На рисунке играющих стало трое). Далее рассматривается рисунок с числовыми карточками вверху страницы и объясняется, что обозначает каждая карточка (собрали вместе одну обезьянку и двух ребят: сложили играющих).
Педагог предлагает детям задать вопрос, который должен начинаться со слов «Сколько стало?»
Педагог детям предлагает найти данное число, выложив перед собой предметы-заместители (счётные палочки, пуговицы, геометрические фигуры, и т. д.) Дети, выполняя данную работу, комментируют вслух свои действия (два да один будет три). Затем на числовой карточке с вопросом записывается с помощью чёрточек (точек) результат выполненного действия (число 3).
Так же следует отработать и с нижним рисунком.
Воспитатель задаёт вопросы детям, которые отмечены рядом с синей точкой, и просит на них ответить. Детям при этом необходимо работать с предметами-заменителями. Педагог объясняет детям, что число три можно обозначить цифрой 3, рядом ставится цифровая и числовая карточка.
Б).Задание №2. Закрепление представлений о составе чисел 2 и 3.
Описательный рассказ: на рисунке изображены трое животных. Их можно разбить на группы: зебры и тигр.
Основное задание (заполнение числовых карточек) выполняется самостоятельно детьми в парах с последующей проверкой. Во время проверки обязательное проговаривание состава числа 3 (2 да 1 будет 3).
Дополнительное задание (с оранжевой точкой) выполняется фронтально после диалога детей с воспитателем. Выясняем, что на рисунке все звери – это целое, трое животных. Зебры – это часть всех зверей (две).часть меньше целого, поэтому следует, что 2 меньше 3. Сравниваем числа и рисуем точки на числовых карточках, соединяем точки попарно. Утверждается, что 3 больше2, а 2 меньше 3 на 1. Так же отрабатываем с 2 рисунком.
В).Задание №3. Продолжение развития мелкой моторики рук. Учить узнавать и называть печатные арабские цифры.
Обводим на рисунке линии в соответствии с ранее данными рекомендациями: показать ребёнку, как должна двигаться рука, помогая определить начало и конец линии. Следует смотреть за тем, чтобы рука ребёнка двигаться в том направлении, что и при письме (слева направо по строке и по часовой стрелке, если это отдельная деталь). Необходимо помнить, что ребёнок-левша будет выполнять действия в обратном направлении.
После того как обведены линии на рисунке, начинается выполнение штриховки с комментариями своих действий.
Г).Задание №4.
Работая над данным заданием, пересчитываем по порядку животных и им присваиваем номера (порядковые числительные) первый, второй, третий.
При этом знакомимся с понятием следующего и предыдущего числа: число 1 является предыдущим для числа 2, число 2-следующимза числом 1. Работа проходит в соответствии с заданием в пособии. Результатом работы является заполненные числовые карточки. Дети, пересчитывая животных, радом с каждым кладут один кружок (одну счётную палочку, комментируя свои действия (бегемот-первый по счёту, ставлю на числовой карточке одну точку, кладу один кружок; барсук-второй по счёту, ставлю на числовой карточке две точки, кладу второй кружок, зебра-третий).
II.Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).Задание №5. Форма работы: фронтальная. Работаем в соответствии с заданием в пособии.
Предложенное задание следует выполнять в парах с объяснением и проверкой. Следует обратить внимание детей на то, что части ствола – мерки.
Работа проходит следующим образом: рассматривается пальма на образце, пересчитывается части ствола, определяется самая высокая (большая) пальма, затем выясняется, что вырезаем верхушку пальмы сразу с одной частью ствола, необходимо набрать ещё 3 и т. д.
Выполняя данное задание, дети учатся считать и измерять величины.
III.Итог занятия. Форма работы: фронтальная.
П.: -Ребята, что нового вы на занятии узнали? Чем занимались? Что вам больше всего понравилось?