Куценко Полина
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Рыбы» для детей старшей группы (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Рыбы»
Образовательные задачи: Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического сложения. Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. Закрепление знаний о составе чисел 5и 6. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, навыков конструирования. Закрепление представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений „Рыбы“ для детей старшей группы (ОНР)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по математике
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, произвольность, навыки сотрудничества.
Оборудование: презентация, набор геометрических фигур на каждого ребенка, палочки Кюизенера, загадка про рыб.
Предварительная работа : Объединение частей в целое множество, установление зависимости между множеством и его частью, подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка».
Используемая литература: Н. В. Нищева "Развитие математических представлений у дошкольников ОНР"
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
-Доброе утро! (гости здороваются)
-Отгадайте загадку:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть- не мигаю,
Крылья есть- не летаю. (Рыба)
-Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в реке, озере, пруду,аквариумах, будем считать их и играть в игры. А для начала давайте превратимся с вами в рыбок:
-Раз, два, три повернись,
В любую рыбку превратись!
-Алиса, ты в какую рыбку превратилась? А ты, Олеся? А ты, Богдан?
Отлично! Отправляемся в путешествие!
(Дети плывут, изображая рыбку, сложив ладони вместе)
Останавливаются возле доски (экран)
Игра «Аквариум» -Ребята, что вы видите на экране? (Аквариум с рыбами)
-Скажите, пожалуйста, какая рыбка находится в левом верхнем углу (Меченосец)
-Где находятся улитки? (Одна улитка в правом верхнем углу, другая внизу посередине)
Какая рыбка плывет посередине (Золотая рыбка)
Где находится сомик? (Сомик в правом нижнем углу)
Что находится в левом нижнем углу? (Водоросли)
Где находится скалярия? (Слева, посередине)
Где находится рыба телескоп? (справа, посередине)
Какая рыбка плывет вверху посередине? (Гуппи)
Назовите, какие рыбки плывут влево? (сомик, телескоп, золотая рыбка)
Сколько рыбок плывет влево? (три)
Назовите рыбок, которые плывут вправо? (скалярия, меченосец и гуппи)
-Сколько рыбок плывет вправо? (тоже три)
-Молодцы, справились с заданиями, теперь рыбки плывут дальше.
Станьте, пожалуйста, вокруг столов.
Упражнение «Состав числа» (палочки Кюизенера)
Возьмите цветные палочки и выложите состав числа 5 из двух меньших чисел.
(Дети выкладывают)
-Из каких чисел мы можем составить число 5? (4 и 1;1 и 4;3и 2,2 и 3)
-А теперь выложите состав числа 6.
-Из каких чисел можно составить число 6? (1 и 5, 5 и 1; 3 и 3; 2 и 4, 4 и 2)
-Молодцы, сложите палочки в коробку и уберите на край стола.
-А наши рыбки путешествуют дальше.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице Дети складывают ладони вместе и
Рыбке весело играть. Показывают, как плывет рыбка.
Рыбка, рыбка - озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Снова показывают, как плывет рыбка
Крошку хлебную взяла Делают хватательные движения
,Рыбка хвостиком махнула, снова показывают, как плывет рыбка
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
«Подплывают» к доске
Игра «Рыбки»
-Кого вы видите на экране? (Рыбок)
Назовите, как они называются (караси и окуни)
-Посчитайте, сколько всего карасей в верхнем ряду? (Карасей всего 5)
Сколько всего окуней в нижнем ряду? (окуней всего 4)
Что можно сказать о количестве карасей и окуней?
-Кого больше карасей или окуней? (карасей больше, чем окуней)
- На сколько карасей больше, чем окуней? (Карасей больше, чем окуней на 1)
Кого меньше карасей или окуней? (Окуней меньше, чем карасей на 1)
Что нужно сделать, чтобы карасей и окуней стало поровну, одинаковое количество?
(Добавить одного окуня или убрать одного карася)
Слайд меняется
-Что можно теперь сказать о количестве карасей и окуней? (-Карасей и окуней стало поровну, одинаковое количество, по 5)
-Сколько всего рыб? (Всего 10 рыб)
-Как мы получили 10 рыб?
-Отлично, мои рыбки, вы молодцы! Путешествуем дальше!
Дети подходят к столам.
- У вас на столах геометрические фигуры. Выложите из геометрических фигур рыбку. (Дети выкладывают; кто затрудняется, использует образец)
-Олеся, из каких геометрических фигур ты выложила свою рыбку?
-А ты, Богдан? А ты, Саша?
Молодцы, справились и с этим заданием.
-А теперь наши рыбки плывут на коврик.
Упражнение «Рыбалка»
Воспитатель читает стихотворение:
Вчера мы с друзьями на речку ходили,
Весь вечер на речке мы рыбу удили.
Попались нам лещ, караси и плотва,
Еще мы сома не поймали едва.
Сегодня уху на костре мы сварили,
«Какая вкуснятина!» все говорили.
А завтра мы будем сидеть на крылечке,
Мечтать о соме, что живет в нашей речке.
-Когда дети ходили на рыбалку? Вы запомнили?
Дети: Они ходили на рыбалку вчера.
-Какую рыбу они поймали?
Дети: Им попались лещ, карась и плотва. А еще они чуть не поймали сома.
- Когда они сварили уху?
Дети: Уху они сварили сегодня.
-Что дети собираются делать завтра?
Дети: Завтра они будут сидеть на крылечке и мечтать о соме, которого они не поймали.
-Молодцы, вы внимательно слушали стихотворение и ответили на все вопросы.
Организация окончания занятия: Чем вам сегодня понравилось заниматься больше всего? (Ответы детей)
-Сегодня все старались, все молодцы! Я нарисовала вам картину «На дне морском», но там нет морских жителей, предлагаю вам их туда «заселить», согласны?
(Дети наклеивают морских жителей (наклейки)
-