Светлана Лученко
Конспект НОД по формированию полиэтнического воспитания «Наша Родина — Ставрополье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию полиэтнического воспитания старших дошкольников «Наша Родина — Ставрополье : история, традиции, народы»
Программные задачи:
1. Познакомить детей с многонациональным составом Ставропольского края.
2. Закреплять имеющиеся знания об истории, культуре и традициях.
Публикация «Конспект НОД по формированию полиэтнического воспитания „Наша Родина — Ставрополье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
3. Воспитывать любовь к своему краю, людям разных национальностей, чувства гражданственности, патриотизма, уважения друг к другу, к обычаям и культуре разных народов, населяющих Ставрополье
Оборудование:
Картинки с историческими видами края, альбом с фотографиями людей разных национальностей мяч.
Предшествующая работа:
Беседы с детьми о родном городе и крае, знакомство с художественно-декоративным творчеством, чтение литературных произведений, слушанье песен, подвижные игры народов Ставрополья.
Ход:
Воспитатель спрашивает у детей, что такое Родина. Затем предлагает послушать, как об этом написала в своем стихотворении поэтесса Полякова.
- Что значит Родина моя?-
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом автобус голубой
И поезд длинный-длинный.
Уходит поезд в край степной
С названием "Целинный".
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это Родина твоя,
Земля твоя родная.
Воспитатель : У каждого человека есть место, где он родился. Это его родной край, милый сердцу город. Для нас с вами это наш Ставропольский край. Наш родной город Ставрополь.
В нашем каре можно отыскать четыре сокровища:
1 – ЗЕМЛЯ: горы, поля и равнины;
2 – ВОДА: реки, родники, озера и моря;
3 – ЛЮДИ, их мастерство и свершения.
4 – самое главное, у нас считается – ДРУЖБА и ГОСТЕПРИИМСТВО трудолюбивых, народов. Все они стремятся сделать наше Ставрополье еще лучше, богаче, красивее.
(Включаются фрагменты детских песен на разных языках).
- Ребята, а вам все слова были понятны в этих песнях? Почему? (Подвести детей к тому, что песни исполнялись на разных языках, языках разных наций).
- А как вы думаете, что такое «нация»? (народ, который говорит на своем языке, имеет свои традиции, отличается одеждой)
Сложилось так, что Ставрополье стало домом для людей многих национальностей.
(Дети рассматривают картинки людей в разных национальных костюмах.)
Сегодня на Ставрополье живут люди более 100 национальностей Ставрополье – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают дружно, помогая, и понимая друг друга.
Живя рядом, разные народы перенимают друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда, язык.
Наш родной язык - русский. Русский костюм состоит из рубахи, «косоворотка», брюк – мужчина; рубаха и сарафан, платье, украшенное разными вышивками, кружевом - женщина. На голове кокошник, платок, повязка; у мужчин – картуз (фуражка).
Звучит русская народная музыка
Воспитатель : Русский народ очень гостеприимный. Для гостей пекут вкусные калачи
Потешка «Ай, качи, качи, качи…»
Ай, качи, качи, качи (лепят пирожки)
Глянь - баранки, калачи(2 раза)
С пылу, с жару из печи, (2 раза) (машут ладошками вверх-вниз)
Все румяны, горячи (дуют на ладошки)
Налетели тут грачи (машут крылышками)
Подхватили калачи
Нам осталися бараночки. (делают ладошками круг)
Воспитатель : Любит русский народ сочинять и рассказать небылицы. Небылицы – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали, чтобы развеселить народ и поднять настроение. А вот вам наши небылицы.
Дети читают небылицы.
1. Чепуху, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,-
Говорят собаки.
2. Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
3. Сидит ёжик на березе –
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
4. На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки
Воспитатель : Люди с давних пор сочиняли не только веселые потешки и небылицы, но и мудрые пословицы. Я начну, а вы продолжите.
Сделал дело - … (гуляй смело).
Делу время - … (а потехе час).
За всякое дело… (берись смело).
Любишь кататься… (люби и саночки возить)
Без труда ….(не вытащишь и рыбку из пруда)
Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить. Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать её прошлое.
Но у нас в группе есть дети и другой национальности? Какой? (Ребенок другой нации называет свою национальность).
- А ты можешь нам рассказать о своей нации? (ответ ребенка)
(Информацию о своей нации ребенок подготовил совместно с родителями. При затруднении воспитатель помогает ребенку
Армяне:
Армянский народный костюм состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. Поверх рубашки издревле носили архалук (тип длинного сюртука). Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой, и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
Дети находят картинку армянской национальной одежды.
Ребенок армянской национальности предлагает детям поиграть в армянскую народную игру «Земля, вода, воздух, огонь”.
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
Воспитатель : А еще армянский народ придумал много интересных загадок
АРМЯНСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ.
Ходит по земле -
Следов не оставляет,
Сядет на дорогу -
Пыль не поднимает.
(Солнце.)
Ночью расцветают,
Утром увядают,
Днём любят спать,
А вечером – вставать.
(Звёзды.)
В небе он родился,
А под землю скрылся.
(Дождь.)
Сидит бабушка на грядках,
Платье в сорока заплатках.
(Капуста.)
В десять шубок он одет,
Но они не греют, нет.
(Лук.)
Воспитатель : Еще на Ставрополье живут даргинцы, греки. Цыгане.
Веками народы, живущие на Ставрополье, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и наш край. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.