яночка жеребецкая
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Волшебная семья»
Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений о семье; уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «семья» (родственники, мама, папа, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка, тетя, дядя, двоюродные братья и сестры; низкий, высокий, худой, толстый; веселый, добрый, ласковый, умный, хозяйственный, мужественный; сплоченная, дружная).
Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, согласование числительных с существительными, образование множественного числа существительных).
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи „Волшебная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Коррекционно – развивающие цели : развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно – воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия друг с другом, доброжелательности, воспитание любви по отношению друг к другу; прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам.
Оборудование: компьютер, магнитная цифра 7 и буква «Я», картинка семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, картинки: тряпочки, обувной крем, скатерть – самобранка, ковер – самолет, лампочка, лейка, корм для птиц, банка с водой, спицы, нитки; бабушкины тапки, мамины туфли, Петины сандали, кроссовки папы, шлепки дедушки; мяч, мнемотаблица.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На доске размещены магнитная цифра 7 и буква Я).
- Какая это цифра?
- «7»
- Какая буква?
- «Я»
- А теперь, отгадайте мой ребус, какое слово получилось?
- (Семья)
Показ изображения «Семьи» (отгадка).
- А чтобы лучше узнать о семье, я предлагаю Вам послушать следующий рассказ Ирины Гамазковой «Волшебная семья»
«В одной волшебной семье жил - был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама, Ирина Анатольевна, ему сказала:
— Возьми - ка влажную тряпочку и протри свои сапоги - скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!
А Петя:
— Не хочу!
— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?
— А я тебя, мамочка, теперь никогда не буду слушаться!
— Ну, тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели - ка скатерть -самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»
— А я тогда, — сказал папа, Сергей Петрович, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер - самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»
— Вот оно что, — сказал дедушка, Василий Иванович — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар -птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!
— Ах так! — сказала бабушка, Валентина Семеновна — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку - невидимку! Никаких шапок!
И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!
И тогда Петя закричал:
— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда - всегда!
И Петя стал слушаться маму.
А мама — папу.
А папа — дедушку.
А дедушка — бабушку.
А бабушка — Петю.
А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!»
- Ребята, у всех Вас есть семья, в которой Вы живете, вот и у мальчика Пети она тоже есть.
- Кто запомнил всех членов его семьи?
- Я.
- Перечисли, Ярослав.
- Мама – Ирина Анатольевна, папа – Сергей Петрович, дедушка – Василий Иванович, бабушка – Валентина Семеновна.
- Кто скажет, сколько человек живет в Петиной семье?
- В Петиной семье 5 человек.
- А теперь Петя хочет познакомиться с Вашими семьями, расскажите ему, сколько человек и кто живет в Вашей семье?
- В моей семье живет 4 человека. Это – я, мама – Елена Сергеевна, братик – Максим и папа – Андрей Игоревич.
- Как вы думаете, кто в Петиной семье будет самый старший, самый младший?
- Самый старший – дедушка, а самый младший – Петя.
- Настя, назови теперь ты, кто у тебя самый старший и самый младший в семье?
- У меня в семье самый старший – папа, а младший – братик.
- Вот Петя и познакомился с Вашими семьями.
- Давайте расскажем ему, как Вы ласково называете членов своих семей.
- Бабулечка, дедулечка, мамочка, папочка, братик, сестренка, тетечка, дядечка.
- Ребята, а в хорошей, дружной и «волшебной» семье, как мы уже узнали из рассказа Ирины Гамазковой, принято помогать друг другу.
- Посмотрите, здесь находятся предметы, которые им нужны, но они не знают кому какой из них нужен.
- Я предлагаю Вам помочь Пете и всем членам его семьи, найти свои предметы.
- Ребята, а с помощью считалочки, мы узнаем, кто, какому члену семьи будет помогать.
Два дедули, две бабуси,
Кошка, кот, собачка Буся,
Свинка Мотя, попугайчик,
Хомячок по кличке Мячик,
Мама, папа, Аня, я –
Наша дружная семья!
- Настя – будет помогать Пете, Ангелина – маме, Ярик – папе, Матвей – Дедушке, а Вика – бабушке.
- Я буду Вам показывать предметы, а Вы, если это предмет Вашего члена семьи будете говорить : «Моя щетка, моя лампочка, моя скатерть, мои спицы и тд».
- Молодцы, ребята, вот какие из Вас хорошие помощники получились!
- А теперь давайте расскажем Пете, какая у Вас семья.
- Дружная, веселая, смелая, любящая, заботливая, крепкая, работящая, добрая, спортивная.
- А у кого из Вас спортивная семья?
- У меня.
- Матвей, а что ты любишь делать со своей семьей?
- Мы с моей семьей очень любим по утрам делать зарядку.
- Ребята, а давайте покажем Пете, как Вы со своей семьей делаете зарядку.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
- Ребята, а как Вы проводите с семьей свое свободное время?
- Мы играем в разные игры.
- Я Вам сейчас тоже предлагаю поиграть в одну игру: «Скажи со словом семейный»
- Я буду говорить Вам слова, а Вы будете их повторять, но только вместе со словом «семейный».
- Альбом - …семейный альбом, игра - …семейная игра, поход - …семейный поход, обед - … семейный обед, праздники - …семейный праздники, традиции - …семейный традиции, портрет - …семейный портрет, сервиз - …семейный сервиз.
- Ребята, пока Вы играли в игру, Петина семья села обедать за стол, а Кот Плутишка перепутал всю их обувь. Я предлагаю помочь им, определить и назвать, где, чья обувь.
- Тапочки – бабушки (бабушкины, сандали – Пети (Петины, туфли – мамы (мамины, кроссовки – папы (папины, шлепки – дедушки (дедушкины).
- Как Вы думаете, какое настроение стало у Петиной семьи?
- Веселое, хорошее.
- А чтобы Вы не забыли о Петиной семье, он Вам сейчас расскажет стихотворение про свою маму.
- Ребята, а чтобы порадовать наших мам, предлагаю Вам выучить это стихотворение, а что бы легче его запомнить, мы будем использовать мнемотаблицу.
Сорвала я в поле,
Цветик голубой,
Принесу в подарок,
Маме дорогой,
Я его на платье
Маме приколю,
Больше всех на свете
Маму я люблю!