яночка жеребецкая
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Путешествие в волшебный лес»
Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений о деревьях; уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «деревья» (деревья; тополь, дуб, осина, сосна, клен, ель, каштан, рябина, береза, ива; плоды, шишки, иголки, ягоды, желуди, самолетики, каштаны, сережки; ствол, листья, ветки, корень; высокой, низкое, тонкое, толстое, хвойное, лиственное)
Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными, согласование числительных с существительными, образование множественного числа существительных).
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи „Путешествие в волшебный лес“» размещена в разделах
Коррекционно – развивающие цели : развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, массажа, театрализации.
Коррекционно – воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия друг с другом, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, музыка «Осенний лес» А. Вивальди «Времена года», д/и «Разноцветные листья», мнемотаблица, карточки с цифрами, мяч, фишки (зеленого и красного цвета, шишки, наглядное пособие «Деревья», листочки.
Ход занятия:
(Ребята, входят в кабинет под музыку «Осенний лес» музыки А. Вивальди «Времена года»).
- Ребята, вы догадались, куда мы с вами сейчас отправимся?
- (В осенний лес).
- А зачем мы туда пойдем?
- (Чтобы увидеть красивые деревья).
- Но попадем мы туда только тогда, когда правильно выполним все задания.
- Ребята, когда я шла сегодня утром в детский сад, налетел сильный ветер, и сорвал с деревьев ветки, листья и плоды. Помогите определить, с какого дерева они упали.
- Листок упал с березы, значит он – березовый.
- Лист с дуба – дубовый.
- А лист с клена – кленовый.
- Лист, упавший с рябины – рябиновый.
- А вон тот листок, который упал с липы, будет – липовый.
- А тот, который упал с осины – осиновый.
- Ветка, упавшая с березы – березовая.
- Ветка с дуба – дубовая.
- А ветка с клена – кленовая.
- А вон та ветка, которая упала с рябины – рябиновая.
- Ветка с липы, будет – липовая.
- А вот ветка с осины будет называться – осиновая.
- Плоды с березы это – сережки.
- Плоды с дуба – желуди.
- Плоды с клена это – самолетики.
- А плоды с рябины – это ягоды.
- А плоды с липы – маленький орешек.
- Плоды с осины – коробочка.
- Правильно, молодцы, теперь можно отправляться дальше.
- А нас поджидает уже следующее задание. Нужно рассказать стихотворение о деревьях, используя мнемотаблицу:
Возле речки у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого - то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый,
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
- Ребята, а перевернув свои карточки, Вы сможете узнать, сколько же ив стояло возле речки.
- Одна ива.
- Одна ива, две ивы, три ивы.
- Одна ива, две ивы, три ивы, четыре ивы.
- Одна ива, две ивы, три ивы, четыре ивы, пять ив.
- А чтобы узнать у какого дерева мы сейчас остановимся отдохнуть, отгадайте мою загадку:
- Стоит над кручей богатырь могучий,
Голова – до тучи,
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул,
Пальцы узловаты,
Силы непочаты…
- (Дуб).
Физкультминутка «Дуб»
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились
И на травку опустились.
- Ребята, вот мы и набрались сил для последнего задания, выполнив которое мы с Вами попадем в волшебный лес.
- А прежде, чем туда попасть, нужно вспомнить правила поведения в лесу, поиграв в игру: «Можно – нельзя».
- Я Вам сейчас буду зачитывать варианты поведения людей в лесу, а Вы должны поднимать фишки (зеленую - в знак одобрения поступка, красную - осуждая его).
- Можно (нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать листья с деревьев, собирать грибы, разорять гнезда, или муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор, собирать шишки.
- Предлагаю Вам сейчас взять по шишке и зарядиться энергией от даров природы, сделав массаж рук с шишками.
(Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью) :
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
- И вот мы приблизились к волшебному лесу. Давайте заглянем в него и изобразим деревья. Дует ветер, наши деревья качаются.
- Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.
- Дрожащая осинка – пальцы растопырены, руки, согнутые в локтях, подняты вверх, кисти дрожат.
- Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.
- Пирамидальный тополь – прямые руки подняты вверх, вытянутые пальцы обеих рук касаются друг друга.
- Резной клен – руки согнуты в локтях и приподняты; пальцы: указательный, средний и безымянный соединены, мизинец и большой палец отведены.
- Плакучая ива – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед
- Колючая елка – руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты.
- Высокая сосна – прямые руки вверху, кисти в стороны, пальцы растопырены.
- Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья. И вот оно – чудо, вы превращаетесь в волшебный лес. (Сказка «Волшебные деревья». Пересказ с элементами театрализации).
- Чудесные короны, появитесь! В волшебный лес, ребята, превратитесь!
- Волшебные деревья, выходите! И о себе, деревья, расскажите. (Дети выходят с деревом в руках и рассказывают о нем).
- Дуб: «Я – могучий, крепкий дуб. У меня толстый, мощный, коричневый ствол. Овальные, волнистые по краям листья. Мои плоды – желуди».
- Берё за: «А я – русская красавица берёзка. Я белоствольная, кудрявая. Мои листья с зубчиками. А плоды – серёжки. Про меня много стихов и песен».
- Ива: «Я – ивушка плакучая. Люблю расти около рек и ручьёв. У меня серо -коричневый ствол. Раскидистая крона. Тонкие, поникшие ветки. А мои листики похожи на длинных узких рыбок. Плоды у меня – желтые серёжки».
- Клен: «А я – клен - красавец. У меня коричневый ствол. Мои листья резные, как звезды! А плоды – самолетики».
- Осина: «Я – осинка. У меня серый ствол. Круглые листья. Они даже без ветра шелестят и дрожат. Мои плоды – сережки».
- Тополь: «Я – тополь. Я высокий, стройный. У меня серо - коричневый ствол. Листья с мелкими зубчиками. Плоды мои – пушистые сережки».
- Ель: «А я – елочка. Мой ствол темно - коричневого цвета. На ветках колючие вечнозеленые иголочки. От меня приятный, полезный запах. Мои плоды – шишки. Их очень любят белки и клесты».
- Себя, деревья, вы прекрасно показали! И о себе чудесно рассказали!
-Теперь волшебные короны, удалитесь! В ребят опять, деревья, превратитесь!
- Ребята, а на память о нашем занятии, деревья Вам хотят подарить свои красивые и разноцветные листики.