Приложение МААМ

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе

Оксана Малинина
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе «Как богатыри Забаву спасали»

1. Лексическая тема «Богатыри».

2. Грамматическая тема «Согласование существительных с числительными».

Цели:

образовательные:

Публикация «Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе» размещена в разделах

1. Вызывать интерес к первым защитникам русской земли – богатырям; 2. Уточнение и активизация словаря по теме «Древняя Русь», «Одежда и оружие в Древней Руси»;

3. Совершенствование грамматического строя речи (развитие умения согласовывать имена существительные с числительными в именительном и родительном падеже);

4. Совершенствование навыка выразительного чтения;

5. Совершенствование синтаксической стороны речи (использование сложных предлогов около, мимо, возле).

развивающие:

1. Развитие использования числительных в собственной речи;

2. Обогащение словаря эмоционально – оценочной лексикой;

3. Практическое закрепление у детей навыка пространственной ориентации;

4. Развитие координации речи с движением.

воспитательные:

1. Воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам;

2. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии;

3. Воспитание ориентировки ребенка на речь взрослого.

Оборудование: план – карта, конверт, разрезная картинка «Богатырь», предметные картинки с разным количеством одежды и оружия богатырей, листочки дуба с картинками рубашек на обратной стороне, изображение моста, прищепки, ноутбук, экран для вывода слайдов.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Определение темы занятия

3. Подвижное упражнение «Богатыри» (Координация речи с движениями) 4. Развитие пальцевой моторики.

5. Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».

6. Игра «Считай и называй»

7. Закрепление пространственной ориентации на плоскости (на карте).

8. Физминутка. Танец-построение «Мы пойдем сейчас направо…».

9. Упражнение «Я иду мимо (около, возле) чего?» 10. Игра «Есть – нет». 11. Подвижная игра «Мы идем, идем, идем…».

12. Упражнение «Переправа».

13. Упражнение «Путаница».

14. Итог занятия.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

«Скажем «Здравствуйте»

Здравствуйте, ребята! (зашли и встали у дверей). Давайте поздороваемся друг с другом и со мной без слов (парами).

Скажем «Здравствуйте» руками, скажем «Здравствуйте» глазами, скажем «Здравствуйте» кивком, станет радостней кругом.

Основная часть.

1) Определение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Наша страна в древности называлась Русью, была очень красивой и богатой землёй, кругом были густые леса, много рек. На Русь часто нападали враги, и людям приходилось защищаться от врагов. Защитниками земли русской были богатыри. И мы сегодня постараемся быть такими же, как богатыри: смелыми, сильными, мудрыми.

2) Подвижное упражнение «Богатыри» (Координация речи с движениями) Воспитатель: Давайте покажем, какие были богатыри.

Богатырь, вот он каков: (руки на поясе)

Он силен, он здоров, (руки поднимает к плечам)

Он из лука стрелял, (изображаем стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (показываем, как бросаем палицу)

На границе стоял, (ладонь надо лбом, смотрим вдаль)

Зорко – зорко наблюдал. Подрастем мы, и смотри, (руки на поясе)

Станем, как богатыри. (все садятся).

3) Развитие пальцевой моторики.

Ой, ребята, смотрите, какое – то письмо! Это не вы его принесли?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в конверте (открывают конверт, там разрезанные кусочки картинки и письмо). Ребята, тут кусочки какой – то картинки. Давайте ее соберем. (Дети собирают из частей картинку, получается портрет богатыря).

4) Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».

Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто это?

Дети: Богатырь.

Воспитатель: а как вы догадались?

Дети: По одежде – шлем, плащ, кольчуга, по оружию – щит, меч, палица, лук и стрелы, копьё.

5) Игра «Считай и называй» (Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи : согласование существительных с числительными в именительном падеже).

Воспитатель: В конверте еще и письмо есть. Случилось горе великое. Похитили Змей Горыныч и Соловей Разбойник царевну Забаву (слайд «Забава Путятична»). Нужны богатыри, которые ей помочь могут, спасти от злодеев. Ребята, а вы согласны спасти Забаву?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Но помните, враги хитрые и коварные. Главное ваше оружие – знание. Вы должны знать, как правильно считать разные предметы, только так вы сможете их победить. Давайте вспомним, как нам правильно считать, поиграем.

Игра «Считай и называй» : (картинка с изображениями разного количества предметов). (лежат на столе, каждый ребенок подходит, берет одну и называет). У каждого ребенка картинка, на которой разное количество предметов. - у меня есть один щит. - у меня есть два меча; - у меня есть три копья; - у меня есть четыре палицы; - у меня есть пять рубашек; - у меня есть шесть плащей; - у меня есть семь шлемов. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием вы справились. А теперь давайте вместе обсудим путь, по которому нам предстоит идти.

(приглашает детей к доске магнитной, там карта). Мы с вами находимся здесь.

6) Закрепление пространственной ориентации на плоскости (на карте). Воспитатель помещает карту на магнитную доску. Дети рассматривают и определяют маршрут пути вместе с педагогом.

Дети. Сначала нам нужно пойти прямо, потом повернуть направо и пройти через лес. Мы окажемся у Дуба, где живет Соловей –разбойник. Повернем налево – пройдем по дорожке и увидим ров глубокий. Тяжело будет через него перебраться! А за рвом пещеры каменные, где живет Змей Горыныч. Отправляемся спасать Забаву!

7) Физминутка. Игра под музыку «Мы пойдем сейчас направо.». (1 мин.) 8) Упражнение «Я иду мимо чего?» (Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи : согласование существительных с числительными в родительном падеже)

Воспитатель: Представьте, что мы оказались в лесу. Но как же нам добраться до Соловья – разбойника, дорожку нужную в лесу найти? А, может быть, вы сами ее найдете? Вы же такие сообразительные. Надо посчитать на карте все, что встретится на пути, тогда и выйдем к дубу, на котором сидит Соловей – разбойник. Мы находимся вот здесь. Возле чего нам придется идти, расскажите. (Работа с картой. Я иду мимо: - одного болота; - двух кустов; - трех цветков; - четырех пеньков; - пяти грибов. Воспитатель: Вот какая получилась у нас дорожка. Теперь мы знаем, куда идти. Ребята, а вот и наш дуб. Смотрите, на нем дупло! И сам Соловей – разбойник в нем сидит! (поворачивает картинку на дереве на стене).

9) Игра «Есть – нет». (Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи : согласование существительных с числительными в именительном и родительном падежах).

Воспитатель: Скажи нам, где Забава? С. Р. (голос записан) : Случилась у меня вот беда. Свистнул я вчера, у меня все рубашки перемешались, перепутались, по листьям дуба разлетелись. Никак сосчитать не могу. Вот поможете мне сосчитать мою одежду, тогда скажу.

Воспитатель: Ну, это не беда. Мы тебе сейчас поможем, твои рубашки посчитаем, да заодно и в игру поиграем. Правда, ребята? (на дубе листочки, отрываем листочки с номерами от 1 до 7 и проговариваем). Воспитатель: Эта игра вам знакома. Вы берете одну карточку, говорите, сколько рубашек на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества рубашек, а есть другое количество. - у меня на картинке одна рубашка; - у меня на картинке нет одной рубашки, а есть две рубашки - у меня на картинке нет двух рубашек, а есть три рубашки; - у меня на картинке нет трех рубашек, а есть четыре рубашки: - у меня на картинке нет четырех рубашек, а есть пять рубашек: - у меня на картинке нет пяти рубашек, а есть шесть рубашек; - у меня на картинке нет шести рубашек, а есть семь рубашек.

Воспитатель: Вы молодцы. Видишь, Соловей Разбойник, как помогли тебе ребята. Отдавай нам теперь Забаву.

Соловей-Разбойник (слайд 3) : Не у меня она, а у Змея Горыныча. Это он похитил Забаву и заточил ее в пещеры каменные. К нему и идите.

Слайд «Соловей Разбойник» выключается.

Воспитатель: Ну что ж, оказывается, Забаву похитил Змей Горыныч. Снова идем в дорогу дальнюю.

9) Упражнение «Мы пойдем сейчас налево». в конце привела на стульчики.

10) Упражнение «Переправа». (Создание проблемной ситуации, поиск путей решения. Обогащение словаря качественными прилагательными. Развитие пальцевой моторики).

Воспитатель: Ну, вот мы и оказались у рва, за которым пещеры каменные Змея Горыныча. Только как же нам на другую сторону перебраться? (создание проблемной ситуации, поиск путей решения). Дети: Нужно построить мост, можно перепрыгнуть, перекинуть ствол дерева.

Воспитатель: Вы знаете, давайте все-таки построим мост. На всякий случай я взяла с собой мостик перекидной. Но только он волшебный, перейти по нему можно, если вспомнить качества, которыми обладают русские богатыри. Вот вам прищепки, называйте по одному слову и прикрепляйте их к мосту. (на полу изображение моста). Дети называют качества: Сильные, смелые, храбрые, бесстрашные, отважные, добрые, мудрые, справедливые и т. д., и прикрепляют прищепки к модели моста, расположенного на доске.

Воспитатель: Вот мы и перебрались через ров. Вот и Змей Горыныч (слайд «Змей Горыныч» + игрушка «Змей Горыныч»). Он говорит, что не будет мериться с богатырями силой, надоело ему кости в сражениях мять-ломать. Хочется ему помериться с вами умом-разумом. Тогда отпустит он Забавушку.

11) Упражнение «Путаница». (Развитие слухового внимания, памяти. Закрепление умения согласовывать существительные с числительными в именительном падеже).

Воспитатель: Змей Горыныч хочет вас обмануть, запутать. Каждая голова скажет вам предложение, а вы найдите в нем ошибку. - У меня один большая пещера. - В пещере у меня две стола. - У меня трём головы. Воспитатель: Какие вы молодцы. Все правильно сделали. И Соловья Разбойника, и Змея Горыныча – всех победили. Ничего им не осталось делать, как вернуть нам Забаву. А вот и она… Появляется большая кукла в национальном костюме.

12). Итог занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель: Теперь наша Забава вернется домой. Она очень этому рада. А помогли ей вы. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось?

Воспитатель: А Забавушка вам сказать что-то хочет.

Воспитатель: (за куклу) : - Спасибо вам, дорогие ребята, Примите же в этот торжественный час Медали за ум и за смелость от нас. (Забава раздает всем открытки — медали). Возвращаемся домой и мы с вами. Раз, два три повернись — домой возвратись!

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе
Опубликовано: 21 января 2024 в 08:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Малинина (УИ 2484085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД