Татьяна Овчинникова
Конспект НОД по формированию фонематического слуха в старшей логопедической группе детского сада «Звуки леса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки леса»
Подготовила: учитель-логопед Овчинникова Татьяна Алексеевна, МФДОУ детский сад №34 "Капитошка", г. Балашиха
Цель: Формирование фонематического слуха и восприятия на неречевых звуках природы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формировать умение концентрироваться и вслушиваться в звуки природы;
формировать умение воспроизводить предложенный ритм;
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое внимание, память;
Публикация «Конспект НОД по формированию фонематического слуха в старшей логопедической группе детского сада „Звуки леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
развивать умение различать и узнавать неречевые звуки природы;
развивать физиологическое и речевое дыхание;
развитие общей и тонкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение слушать и понимать;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Презентация ИКТ, лист ватмана, осенние листочки из бумаги в форме геометрических фигур (жёлтые, красные, доска Бельгоу (1 шт.).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед : чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем, кого б ни встретил — это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит
Дети: Привет-привет!
Учитель-логопед : А гостям мы скажем: здравствуйте!
А теперь поздороваемся с собой!
Игра: «Здравствуйте, губки!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
2. Основная часть.
«Минутка тишины».
Мы поздоровались со всеми нашими органами, которые помогают воспринимать мир вокруг, но о чём-то забыли. С чем мы не поздоровались? (С ушами). А для чего нам они? (Слушать) Что мы можем услышать ими? (Звуки)
Звуки можно услышать повсюду, надо только внимательно прислушаться. Но слушать можно даже тишину. Закройте глаза, сидите тихо, тихо (30-50 сек.) Откройте глаза, что вы услышали? (Дети рассказывают, что услышали).
«Гость – Большой Ух»
Падающая звезда и появляется Большой Ух. Дети его узнают. Он принёс в подарок звуки природы.
Показ слайдов и слушание звуков.
А давайте мы сами отправимся в лес и может быть услышим там такие же красивые звуки и узнаем их. Только чтобы туда попасть нужно перейти через ручей и позвать эхо. Для этого нам нужен мостик. Давайте построим.
Упражнение для глаз:
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем мы кольцо, получается легко
(Глазами рисуют кольцо, делая круг только глазами)
Упражнение на доске Бельгоу.
Ребёнок, стоя на доске, громко кричит АУ 2 раза – тихо 2 раза и переходит на другую сторону досок. Так все дети.
Вот мы с вами и в осеннем лесу. (Слайд леса) Посмотрите, как много листьев.
Когда листья осенью опадают с деревьев на землю – это называется … листопад. Возьмите по одному листочку в каждую руку и повторяйте движения за мной.
Физкультминутка:
Упражнение на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, плавности движений рук, умение соотносить темп и ритм движений с музыкальным сопровождением.
Звучит музыка и под неё выполняются упражнения с листочками на дыхание и артикуляционные.
1. И. п. Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. В каждой руке по листочку. Под музыку медленно поднимают руку с листочком вверх – вдох. Соответственно музыке начинают дуть на него, постепенно опуская руку вниз – выдох.
Движения сопровождаются подъёмом и опусканием головы. Выполняются правой рукой, левой, двумя вместе.
Положения губ и языка:
- губы вытянуты вперёд трубочкой, язык в полости рта;
- губы растянуты в улыбке, выдыхаем на распластанную между зубами переднюю часть языка;
2. И. п. Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. Под музыку медленно поднимают руку с листочком вверх – вдох. Соответственно музыке начинают опускать её, произнося «пя-пя-пя…» (выдох) – упражнение «накажем непослушный язычок».
Движения сопровождаются подъёмом и опусканием головы. Выполняются правой рукой, левой, двумя вместе.
Игра «Выполни задание»
Учитель-логопед : Садитесь все на стулья, как только вы услышите команду и решите, что это про кого-то из вас, то должны будете выполнить задание.
Пусть потопают ножками как я, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши как я все, кто самый внимательный.
Пусть похлопают себя по щёчкам как я все, кто никогда не обижает других.
Пусть похлопают по коленкам как я как те, кто помогает детям и взрослым.
А теперь давайте отдохнём и послушаем, узнаем ли мы с вами звуки, которые приносил нам Ух.
Слушание и узнавание звуков.
После звука дождя садимся на ковёр. Давайте поможем солнышку скорее выйти после дождя.
Моторно-двигательная песенка «Дождик» (стоя).
Кап, кап, кап – дождик льёт как из ведра (2 раза)
Ветер дует (2 раза)
Ветер дует всё сильнее.
Молния – кс, кс, кс, кс, кс (2 раза)
Молния сверкнёт на небе.
Гром гремит (2 раза)
Гроза грозится.
Дождь идёт (2 раза)
Дождь идёт всё тише, тише.
Солнце выйдет – уау! (2 раза)
Солнце выйдет из-за тучи!
Ну, вот! Погода хорошая - возвращаемся по мостикам в сад. Садимся на стульчики.
Учитель-логопед : Отгадайте загадку:
Мы слышим их ушами,
Не видим их глазами.
Повсюду окружают нас
И в тишине звучат.
(Звуки)
А какие звуки мы с вами сегодня слушали? Дети отвечают. Молодцы.
Давайте из наших осенних листьев соберём картину «осеннее настроение». На листе ватмана под музыку раскладываем витражные детали из «Мозартики» (листочки). Отдыхайте, занятие окончено.
Список литературы:
1. Е. А. Воронова «Логоритмика для детей 5-7 лет» часть1, Изд-во «ТЦ СФЕРА», г. Москва, 2016 г.
2. Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа», Изд-во «Скрипторий 2003», Москва, 2013 г.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
4. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», ЛитРес, 2013 г.
5. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/01/17/tseli-zanyatiy-po-n-v-nishchevoy-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe.