Щеголева Светлана
Конспект НОД по формированию целостной картины мира у старших дошкольников «Наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши имена»
Занятие с детьми подготовительной группы
Программное содержание:
– подготовить детей к восприятию содержания Декларации прав ребенка;
– познакомить детей с правом каждого человека на имя;
– подвести их к пониманию того, что у каждого человека есть имя и его имя может звучать по-разному;
– дать ребятам возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
Предварительная работа: узнать заранее у родителей, почему они дали своим детям такие имена или в честь кого назвали их.
Материал: мяч; игрушки – котёнок, щенок; фломастеры; лист бумаги, на котором нарисовано дерево без листьев; листья дерева, вырезанные из цветной бумаги; клей; кисточки; салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие по кругу.
Воспитатель: Мальчик, подойди ко мне, пожалуйста (повторяет несколько раз). Нет, не ты, я не тебя звала. Почему вы меня не понимаете? (Дети подсказывают, что воспитатель забывает назвать имя того, к кому он обращается.)
Воспитатель: Максим, подойди ко мне.
Ребенок: Я не Максим, а Тимоша.
Воспитатель: Прости, Тимоша, я снова ошиблась. Я поняла в чём дело! У каждого человека есть имя, своё имя, чужим именем его нельзя называть. Ребёнок родился, и семья даёт ему имя в честь кого-то, желая ему любви, надежды, веры, хочет, чтобы малыш был счастливым, милым и добрым. Имя – это пожелание, напутствие родителей маленькому человеку, который только начинает жить. Например, Алёну назвали в честь бабушки, которая вырастила её папу и была очень доброй.
Педагог вспоминает имена всех детей, с которыми проводится занятие, рассказывает об имени каждого ребенка, о том, что оно означает и почему именно так семья назвала своего малыша. (Об этом воспитатель заранее узнает у родителей.)
Далее проводится игра малой подвижности: «Что в имени тебе моём».
Воспитатель: Ребята, встаньте все в круг. Я буду бросать мяч, и тот, кому он достанется, выходит в центр круга.
Мяч бросается ребятам с одинаковыми именами. В центр круга выходят, например, три Арсения.
Воспитатель: Дети, кто из вас догадается, почему я бросила мяч именно этим мальчикам? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, у них одинаковые имена. Давайте посмотрим на них внимательно. Они хотя бы чем-нибудь похожи друг на друга? Да, все они мальчики, цвет волос у них похож, а ещё все они непоседы, весёлые и озорные! Но они и отличаются друг от друга. Чем? (Ответы детей.)
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Да, на Земле нет двух совершенно одинаковых людей, даже если у них одно и то же имя!
Далее педагог просит ребят сесть на свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости (показывает ребятам игрушки – котёнка и щенка). Сейчас я вам расскажу историю, приключившуюся с маленькими друзьями:
«Маленький котёнок гулял по улице и встретил маленького щенка. Щенок заливисто лаял: «Гав-гав…». Котенок спросил у щенка: «Зачем ты меня зовёшь?» Щенок: «Я никого не зову, я просто лаю, гав-гав».
- Нет, ты зовёшь меня, потому что меня зовут Гав. У меня такое имя.
- Какое забавное у тебя имя. А я вот просто щенок…
- Так не бывает, у каждого должно быть своё имя.
Педагог прерывает рассказ и спрашивает у ребят:
- Согласны ли вы с тем, что у всех должно быть имя? (Ответы детей.)
- Встречали ли вы когда-нибудь ребят без имени? (Ответы детей.)
- Когда каждый из вас получил имя? (Ответы детей.)
Далее воспитатель предлагает детям придумать имя щенку:
- Ребята, давайте сейчас придумаем имя щенку. Посмотрите на него внимательно и придумайте ему такое имя, которое ему бы очень подходило.
Дети предлагают разные имена, обсуждают их и совместно выбирают то имя, которое, на их взгляд, наиболее соответствует щенку. Сообщают щенку, какое имя они ему дали.
Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели, как важно иметь имя. Мы любим своё имя, всем приятно, когда их называют по имени, особенно когда называют ласковым именем. Имена помогают нам общаться друг с другом, делают нас особенными, непохожими на других.
После этого воспитатель предлагает детям представиться своим новым маленьким друзьям: котёнку и щенку, - но так, чтобы их собственные имена звучали ласково. Ребята, сидя в кругу, передают друг другу игрушки – котёнка и щенка – называют им своё ласковое имя.
Воспитатель:
- Приятно вам было называть себя ласковым именем?
- Кто вас так обычно называет?
- Как вам кажется, если мы будем называть друг друга ласковыми именами, мы станем дружнее?
- Ребята, давайте создадим Дерево дружбы! (Педагог показывает детям дерево, нарисованное на листе бумаги.)
- Только на нашем дереве нет листьев. Сейчас я вам раздам листочки и на каждом листочке этого дерева мы напишем наши ласковые имена.
Воспитатель советует сесть ребятам за столы, на которых находятся все необходимые материалы для оформления Дерева дружбы, раздаёт им бумажные листья и предлагает каждому написать на листочке его ласковое имя. Затем все вместе оформляют написанными листочками Дерево дружбы и помещают его на видном месте в группе.
Воспитатель: Дерево дружбы будет напоминать нам о том, что в нашей группе дети умеют уважать, понимать, любить друг друга.
На этом занятие завершается. После окончания занятия дежурные помогают навести порядок на столах.