Татьяна Чечёнкова
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей 5–6 лет «Семейный бюджет и расходы семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей
5-6 лет на тему
«Семейный бюджет и расходы семьи»
Выполнила:
воспитатель первой категории
СП д/с «Колокольчик»
ГБОУ СОШ с. Марьевка
Чечёнкова Татьяна Александровна
с. Марьевка 2022 г.
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности для детей 5–6 лет „Семейный бюджет и расходы семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (основной и неосновной).
Задачи:
1. Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
2. Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
3. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Материал и оборудование: презентация «Семейный бюджет», мультимидийная игра «Расход – доход», набор картинок к игре «Можно – нельзя», банка из- под чипсов «Принглс», синяя и жёлтая цветная бумага, белая бумага, чёрный маркер, ножницы, клей, интерактивная доска, ноутбук.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро, ребята, как ваше настроение сегодня?
Дети: Доброе утро, хорошо.
Утренний круг (дети встают в круг с воспитателем)
Как хорошо на свете жить, (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить, (руки в центр круга)
Как хорошо, что есть друзья, (берутся за руки и качают ими)
Как хорошо, что есть и я (указывают рукой на себя).
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.
Хорошо, когда есть друзья, ведь правда?
А к вам в гости приходят друзья?
Дети: Да!
Воспитатель: Все мы любим, когда к нам приходят гости. Стараемся их чем -то угостить, сделать так, чтобы им было комфортно. Вместе пьём чай, смотрим фильмы или играем.
Скажите мне пожалуйста, а чем мы угощаем гостей?
Дети: Конфетами, выпечкой, фруктами.
Воспитатель: Правильно, а где можно взять все эти сладости?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Верно, сладости и другие продукты мы покупаем в магазине. А как называется человек, который нам продаёт товар в магазине?
Дети: Продавец.
Воспитатель: А как вы считаете, профессия продавец, это ответственная профессия?
Дети: Профессия продавец – это ответственная профессия, так как нужно быть очень внимательным при подсчёте денег. Стараться не обсчитать покупателя или сделать убыток магазину.
Воспитатель: Молодцы, ответ правильный. А, что нам нужно взять с собой в магазин, чтобы купить угощения?
Дети: Пакет и деньги.
Воспитатель: А что такое деньги?
Дети: Деньги – это такие бумажки или монеты, на которые мы можем купить что- то или оплатить услуги.
Воспитатель: Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги. А какие бывают деньги?
Дети: Бумажные и металлические.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Работа с презентацией. Слайд №1 «Деньги и их виды».
Деньги бывают двух видов: бумажные – купюры, металлические – монеты.
Ребята, а где же люди берут деньги?
Дети: Взрослые получают зарплату, бабушки и дедушки получают пенсию.
Воспитатель: Верно, все взрослые за свою работу получают зарплату.
Слайд №2. «Семья». Бабушки и дедушки, которые уже не работают, но раньше достойно трудились, получают пенсию. Подростки, которые учатся в университете или техникуме – получают стипендию.
Все вместе эти деньги составляют – семейный бюджет, то есть - это все средства, которые зарабатывает семья. Посмотрите на изображение семьи и скажите пожалуйста, кто из членов семьи получает деньги? Как называются деньги, которые получают мама и папа? Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка?
Ответы детей при работе со слайдом.
Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на следующий слайд.
Слайд №3 «Схема Доход и расход».
Представьте, что первое облако- это весь ваш семейный доход. В него входит и зарплата взрослых и пенсия, стипендия, выигрыш в лотерею, полученное наследство, и даже, если мы найдём клад. Облачко растёт и увеличивается, если мы его пополняем.
А вот второе облачко, оно меньше по размеру, чем первое – это расход вашей семьи, то есть это средства, которые мы тратим.
На что мы можем потратить деньги?
Ответы детей : покупка товаров, поездку на отдых, покупку лекарств….
Воспитатель: Правильно, ребята, всё это наши расходы. Расходы бывают основные – это те, что нам необходимо оплачивать в первую очередь и неосновные- те, что можно купить в другой раз.
К основным относятся: оплата коммунальных услуг, покупка продуктов питания и предметов гигиены.
К неосновным расходам относятся : отдых, развлечения, покупка машины и игрушек.
Давайте вместе с вами повторим, что такое доход и что такое расход.
А теперь немного отдохнём.
Физминутка.
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Порвались вдруг босоножки (1 хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (руки на щёчки и качаем головой)
Будем обувь покупать (4 хлопка в ладоши)
Станем денежки считать (пальчиками имитируем счёт денег)
Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики)
Вот мы туфельки купили (показываем ручками на ножки, ножку ставим на пяточку)
А теперь отгадайте загадку:
Коль трудился круглый год
Будет кругленьким (доход)
Я приглашаю двух желающих поиграть в игру «Доход – расход» и закрепить новые знания.
Проводится мультимидийная игра «Доход – расход». На экране изображены предметы и названия услуг (машина, лекарства, зарплата, выигрыш в лотерею, новая одежда, продукты и т. д., два кошелька доход и расход. Один ребёнок должен собрать все доходы в первый кошелёк, а второй отобрать все расходы и сложить во второй кошелёк.
Молодцы, справились с заданием.
Ответьте мне пожалуйста, что нужно делать, чтобы наш доход и семейный бюджет рос, а не уменьшался?
Ответы детей : Работать, бережно относиться к деньгам, экономить свет, газ, воду. Учиться правильно планировать свои расходы.
Воспитатель: А всё ли можно купить за деньги?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вот всё ли можно купить за деньги или нет, мы сейчас с вами проверим. Проводится игра «Можно -нельзя»
Участвуют 4 ребёнка. Из предложенных 10ти картинок (радуга, солнце, продукты, машина, объятия мамы, мальчик с девочкой за руку (дружба, конфеты, девочка спит (сон, лекарства, улыбка) нужно двум ребятам отобрать всё, что можно купить за деньги, а двое других отбирают картинки того, что нельзя купить за деньги. Отобранные картинки крепят на магнитную доску. Воспитатель вместе с остальными ребятами проверяют правильность выполненного задания.
Воспитатель: Ребята, деньги- это конечно хорошо, но в нашей жизни не всё можно приобрести за деньги и мы это с вами увидели. Об этом нужно всегда помнить.
А сейчас я хочу вам показать небольшой мастер – класс по изготовлению копилки Миньона из банки из -под чипсов.
Воспитатель приглашает ребёнка, как помощника. Вместе с ним выполняют поделку копилку, объясняя все действия.
Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось?
Что для вас из нового материала было легко, а что вызвало сложность?
Ответы детей.