Любовь Гаврилович
Конспект НОД по ФЦКМ «Здравствуй, зимушка-зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Здравствуй, зимушка-зима!»
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их.
Задачи:
Образовательная:
-Закрепить знания детей с природными особенностями зимних месяцев.
-Познакомить детей со свойствами снега.
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.
Ход НОД
1. Введение в учебно-игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, по вашему мнению, о каком времени года говорится в загадке?
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром. (Зима)
Дети: В загадке говорится о зиме
Воспитатель: Правильно- это зима
Воспитатель: Какие времена года вы знаете?
Дети: Осень, зима, весна,лето
Воспитатель: Давайте вспомним, чем отличается зима от других времён года?
Дети:
солнце светит, но не греет
-зимой бывают метели, вьюга, снегопад
-реки покрываются льдом
- перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать
-зимой холодно, все люди одеваются тепло
-некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь, ёж)
-зимой природа отдыхает, укрытая снегом2
Воспитатель: Ребята кто из вас догадался, о чем мы будем с вами говорить?
Дети : о зиме
Воспитатель: Правильно о зиме. Дети смотрите у нас в группе появился гость! Интересно для чего он к нам пожаловал сейчас узнаем. (подхожу к игрушке льва)
На своей родине, в далекой Африке, льву Бонифацию, на день рождения подарили репродукцию картины русского художника, она ему очень понравились. И он решил отправиться к нам, что бы больше узнать о нашей Сибирской зиме. Вот это картина.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта картина?
Дети: Картина называется «Зимний пейзаж»
Воспиталеь: Как вы думаете почему Бонифаций приехал к нам в Россию?
Дети. В Африке нет зимы.
Воспитатель: Бонифацию очень хочется узнать все о зиме. Что же делать?
Дети: Давайте ему расскажем о нашей русской зиме
Воспитатель: Давайте посмотрим слайды о зиме вместе с Бонифацием, и расскажем льву о нашей зиме.
Введение в тему:
Зимние месяцы.
Зима начинается с какого месяца?
Дети: зима начинается с декабря
Воспитатель :потом идёт какой месяц?
Дети: январь
Воспитатель: а завершает зиму самый короткий месяц?
Дети: - февраль.
Воспитатель:Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Воспитатель: задаю вопросы детям кто запомнил как в старину называли зимние месяца и почему?
Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.
• Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
• Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
• По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.
Природа зимой.
Как мы узнаем, что пришла зима? Что вы знаете о зиме? Назовите, какой бывает снег?
Назовите признаки зимы? чем покрываются реки и озера?
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег, в белых кружевах вековые сосны и другие деревья.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы. Ребята обратите внимание у нас на столах тарелки с солью и мы с вами попробуем узнать почему снег хрустит
Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. Ребята а для кого мы все это рассказываем? Дети: для льва
Воспитатель: А о чем мы ему рассказываем? Мы с вами рассказали о зиме и показали как хрустит снег. Но о чем или о ком можно еще рассказали нашему гостю чтобы он имел полное представление о нашей русской зиме. (показываю силуэт животных)на слайде.
А кто знает как зимуют дикие животные? и почему их так называют?что делают зимой животные? как питаются?
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью. Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса. В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Ребята смотрите что у меня есть отгадайте, чьи это следы. (ребятам даются карточки с изображением следов животных
Давайте с вами разомнемся?
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Воспитатель: так ребята смотрите Бонифацию было очень интерсено послушать о зиних месяцах о животном мире а еще о ком мы не рассказали о ком мы с вами забыли?А о нас то о людях не рассказали как мы проводим зиму. что мы делаем как одеваемся?
Зимняя одежда – что это такое? Какую зимнюю одежду вы знаете?.
Портные сшили для нас разную одежду, которую мы надеваем в разное время года. Эта одежда называется сезонной. Какие времена года знаете?
-А что еще необходимо человеку зимой, чтобы не замерзнуть?
- Как называется одежда и обувь, которую мы носим зимой? Зимняя
- Для чего нужна зимняя одежда?
Дети:Зимняя одежда нужна для того, чтобы защитить наше тело от холода. Поэтому чем холоднее на улице, тем больше одежды и теплее мы одеваемся. Когда мороз на голову мы надеваем что? И даже руки одеваем в варежки или перчатки.
Воспитатель: В какие игры мы с вами играем зимой? какие забавы есть у нас?
Воспитатель: Давайте вместе расскажем нашему льву правила поведения зимой для того чтобы если он еще раз придет к нам он умел себя правильно вести
Дети: Не играть и не кататься вблизи дороги
Не находится под карнизами домов может упасть сосулька и снег
Не катайся с горки стоя. Скатишься от ходи сразу в сторону
Не сиди и не лежи на снегу, чтобы не простудиться
Не выходи на лед,не проверяй его на прочность.
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы говорили сегодня?
Назовите по порядку зимние месяца. (ответы детей)
- Как в старину их называли? (ответы детей)
- Как меняется природа зимой? (ответы детей)
- Ребята, кто любит зиму? (ответы детей) Почему вы ее любите? (ответы детей)- Для кого мы все рассказали?
-что вы запомнили? Наш бонифаций говорит большое спасибо вам, и он обязательно вернется к нам еще раз.