Кунслу Жумабаевна Аккалиева
Конспект НОД по ФЦКМ «Прогулка в зимний лес» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: познание.
Цели: Развивать у детей умение применять полученные ранее знания.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к миру животных, эмоциональную отзывчивость.
2. Активизировать внимание, развивать память детей.
Образовательные задачи:
1. Расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах, о диких животных: внешний вид в зимний период, способы маскировки и защиты от врагов,
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Прогулка в зимний лес“ старшая группа» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие «дикие животные», «зимующие птицы».
3. Закрепить знания о зимнем времени года.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к представителям диких животных и птиц.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Воспитывать детей способных понять природу, беречь ее, любить.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка».
Оборудование:
Картинки с изображениями зимующих птиц, рыб, изображение деревьев, рюкзак, компас, фонарик, спички, машинка, кукла, магнитофон, мешки для мусора, план похода (маршрут).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение за птицами, беседы о диких животных, загадки.
Ход занятия.
Пальчиковая игра «Зима».
Беседа о зиме.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня последний день зимы.
- А сколько месяцев длилась зима?
-Назовите их?
- Какие приметы зимы вы знаете? (День короткий, а ночь длинная. Земля покрыта снегом.)
- А почему зимой холодно? (Солнце плохо греет, дает мало света и тепла)
- А каким может быть снег? (рыхлым, пушистым, мокрым)
- Чем покрыты реки и озёра? (льдом).
-Ребята послушайте звуки зимы. Что вы слышите?
- Какой ветер бывает зимой? (холодный, сильный, порывистый)
Ой, аж холодно стало. А как же птицы и звери в лесу?
Давайте отправимся в зимний лес и посмотрим. А на чем же лучше отправится в лес? И прежде чем пойти в лес давайте вспомним, как надо себя вести в лесу (тихо) Что означает этот знак? А этот знак?
- А еще ребята нам нужно собрать рюкзак, так как дорога будет дальняя. Давайте решим, какие вещи мы с собой возьмем, а какие нет. (Подходим к столу, выбираем вещи для похода и обосновываем их выбор. Предположительные ответы детей.
Остановка – речка.
- Ребята, мы подъезжаем к речке? Ой, как припорошило речку снегом.
-А это, что? (мусор.)
-А откуда же на берегу столько мусора? (Ответы детей). Ой, как не хорошо. Давайте наведем порядок. (Весь мусор собираем в мусорный мешок и заберем с собой).
Ребята, посмотрите, как на берегу реки стало? (Чисто, красиво) Вот какое хорошее дело мы сделали.
- А как вы думаете, зимой жизнь в водоемах продолжается? Давайте разгребем снег и заглянем в речку?
Осторожно лед хрупкий, можно провалится.
Ну, поедем дальше. Поедим осторожно по краю берега, потому что по речке проходить опасно можно провалиться.
Остановка – лес
Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь красиво! Деревья одеты в белые платьица, на елках белый наряд, снег искрится. Давайте послушаем музыку зимнего леса.
(Слушание записи «Пение птиц в лесу»).
Что это за звуки? Кто поет? (Ответы детей).
Каких птиц вы узнали? Как мы называем таких птиц одним словом? (зимующие)
Подходим к дереву с птицами.
Рассказ про сороку. Сороку в народе часто называют белобокой за белые бока, а голова, крылья и хвост сороки черные. У сороки длинный ступенчатый хвост. Сороки очень умные и любопытные птицы. Голос сороки- резкое стрекотание.
- Ворона. Грудка и спина у вороны серые, а голова, крылья и хвост- черные. Вороны всеядные птицы. В случае опасности вороны собираются в большие стаи и прогоняют врага. Эта птица умеет каркать, но может и воспроизводить другие звуки: смех человека, лай собак. Ворона очень умная, ловкая и находчивая птица!
-Синица. Синичка - небольшая птичка с ярким контрастным оперением.
Брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная с белыми щечками. Летом синички питаются насекомыми и семенами растений. А зимой синичек можно увидеть на кормушках в парках. После морозной зимы песенка синички похожа на звон колокольчика - первый признак приближения весны!
Дятел. У дятла пестрое черно-белое оперение. Самец украшен яркой шапочкой. Часто в лесу можно слышать «барабанную» дробь. Это дятел ударяет клювом по стволу дерева, выдалбливая дупло или добывая из-под коры насекомых. Поэтому дятла часто называют лесным санитаром. Его прямой острый клюв помогает добывать из-под коры деревьев жуков-короедов и гусениц, которых он слизывает длинным языком, покрытым липкой слюной.
Воробей. Это маленькая бойкая птичка коричневато-серого цвета. Весной они питаются мошкам, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.
Снегирь. Его часто называют «красногрудым» за красноватое оперение грудки. Снегири гнездятся на деревьях, преимущественно в хвойных лесах. Кормятся ягодами, выедая из них семена, а мякоть плодов выбрасывают. Особенно заметны снегири зимой. Сидят они стайкой на деревьях, как красные спелые яблоки.
Ребята вы хорошо отвечали я предлагаю поиграть в игру, но вам нужно внимательно слушать.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У воробья туловище мелкое, а у вороны - (крупное) .
У вороны клюв большой, а у воробья-…
У воробья хвост короткий, а у вороны-…
У воробья лапки тонкие, а у вороны-…
Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах?
Правильно, надо охранять всех птиц и все живое на Земле.
А вот недалеко пенечки стоят пройдем сядем и понаблюдаем
Тишина в зимнем лесу, и какой замечательный морозный воздух! А какая свежесть! Давайте подышим.
А) глубокий вдох, выдох (3 раза)
б) проговаривание на выдохе фразы : «Ах, какой свежий воздух в лесу!»
Игра «Кто прячется в лесу?».
— Ребята, а кого мы можем встретить в зимнем лесу? (диких животных). Да, в лесу живёт много животных, но сейчас они все попрятались. Давайте внимательно посмотрим по сторонам:
СЛАЙД 2 -Кто прячется под кустом? (заяц). Как вы догадались? (потому что видны заячьи уши) Под кустом прячется заяц, потому что это заячьи уши) Проверим.
СЛАЙД3 – изображение зайца.
СЛАЙД 4 -Кто прячется в снегу? (лиса) Как вы догадались? (виден лисий хвост) СЛАЙД 5 – изображение лисы.
СЛАЙД 6 -Кто прячется за елками? (лось, т. к., рога лосиные)
СЛАЙД 7 – изображение лося.
СЛАЙД 8-Кто сидит за ветками елки? (белка, т. к., уши и хвост беличьи).
СЛАЙД 9 – изображение белки.
СЛАЙД 10 -Кто под сугробом прячется? (медведь, т. к. лапа медвежья)
СЛАЙД 11
СЛАЙД 12 -Кто за деревом прячется? (Волк, потому что это волчья голова.) СЛАЙД13
Игра «Я всё слышу». Сегодня волшебник «Я все слышу» путешествует по зимнему лесу.
СЛАЙД 14 С АНИМАЦИЕЙ волшебника.
-Что он может услышать в сильный мороз? (скрип снега, треск наста, потрескивание деревьев на морозе, свист ветра).
СЛАЙД 15 А какое у вас настроение.
СЛАЙД 16 У меня тоже хорошее настроение, т. к, вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии.
Рефлексия — Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу, пора возвращаться в группу.
Заключительная часть.
Ребята, каких птиц вы видели в лесу? А как можно назвать их одним словом? (Ответы детей) А какое доброе дело вы сегодня сделали? Молодцы! А какой вам запомнится зима? Я предлагаю вернуться в сад и нарисовать зимушку-зиму.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дюймовочка»
Конспект НОД по ФЦКМ
«Прогулка в зимний лес»
в старшей группе
Воспитатель: Аккалиева Кунслу Жумабаевна
1 кв. категория
Адамовка 2014 год