Татьяна Трофимова
Конспект НОД по ФЦКМ «Хлебушко-хлеб» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей о том, как хлеб попадает на стол, в сравнении настоящего времени с прошлым.
Задачи:
Образовательные.
Расширять словарный запас по теме, кругозор детей.
Познакомить с многообразием хлебобулочных изделий; с орудиями труда прошлого.
Уточнить профессии людей участвующих в процессе изготовления хлеба.
Развивающие.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Хлебушко-хлеб“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Находить сходство и различие во всходах пшеницы и ржи; побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одного и того же объекта в разных условиях.
Учить анализировать и делать выводы.
Развивать внимание, речь, познавательную активность.
Воспитательные.
Воспитывать мотивацию к занятию.
Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду земледельцев.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально - художественная.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.
Оборудование: тарелки с зернами; гербарий «пшеница», «рожь»; каравай, рушник; продукты, сделанные из зерна, скатерть, подносы, колоски пшеницы, ржи, ячменя, овса, альбомы «Как растили хлеб раньше», «Как растят хлеб сейчас», «Хлеб в картинках», «Злаки в картинках», «Хлеб».; стаканчики с посевом зерен для наблюдений; половник, детские чувашские костюмы.
Предварительная работа: проект «Как хлеб на стол пришел?».
Ход занятия
Воспитатель в образе сказительницы за ширмой, рассказывает детям небылицу о том, как из посеянного детьми хлебного зернышка, выросло «хлебное» дерево. А растут на нем булочки
да пирожки, пряники да калачи. (После этого выходит из-за ширмы и демонстрирует «хлебное» дерево детям.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на дереве?
Дети называют.
Воспитатель: А на самом деле хлеб может расти на дереве?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кто знает, как хлеб к нам на стол попадает?
Дети: делают тесто и пекут хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на нашем столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Д/и «А какой он хлеб?»
(Подбор определений к существительному. Дети сидят в кругу и передают мяч и называют определения. Например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Ребята, а кто знает с чего начинается путь хлеба? Отгадайте загадку:
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду,
В нем таких, как я
Будет целая семья. (зерно)
- Зерна - это семена. Сначала нужно подготовить семена. А теперь я предлагаю вас поработать парами.
а) «Выбери зерно».
- Из тарелки надо выбрать только зерно и положить в соседнюю тарелку. (по группам)
б) «Сравни зерна»
- Посмотрите на зерна. Они одинаковые или разные?
- Чем они отличаются? (длина, форма, цвет)
- Это зерна какого растения? (гербарий пшеница, рожь)
- Какая мука получается из зерен пшеницы?
-А какая мука получается из зерен ржи?
2. Рассказ «Как растили хлеб раньше».
-Семена подготовили. Теперь что надо делать? (сеять)
- Сейчас мы отправимся в далекое прошлое, посмотрим, как сеяли зерно, а для этого мы должны сказать волшебные слова:
«Раз, два повернись! И в прошлом окажись!»
- Мы на поле, весна. Это крестьянин – человек, который работает на земле, растит хлеб (картина Ильи Ефимовича Репина "Лев Николаевич Толстой на пашне”, 1887). Землю надо вспахать.
-А что такое «соха»? ответы детей
- Пахали с помощью сохи. Потом проходили бороной.
-А что такое «борона»? ответы детей
-Теперь можно сеять.
На шею вешали лукошко с зерном, ходили по полю и сеяли зерна. (картина Г. Г. Мясоедов «Сеятель»)
-Когда приходило время жатвы (сбор урожая зерновых - Пимоненко Николай «Жатва на Украине») все крестьяне вместе с семьями шли на поле.
Старшие дети приглядывали за маленькими, взрослые работали: серпом (картинка) срезали колосья, связывали в снопы (Хейвуд Харди «Сноп пшеницы на фоне церкви»).
- Хочешь есть калачи- не сиди на печи- гласит русская пословица (повторяю). Вы догадались, о чем идет речь?
- Правильно- хочешь калачей- трудись.
а) Сценка «Труд кормит, а лень портит».
На скамье лежит ленивый ребенок - Тит. Рядом с ним большая деревянная ложка или половник.
Ведущий: Труд кормит, а лень портит.
Выходят двое детей.
1 ребенок: Не колода лодырь, не пень
А лежит целый день,
2 ребенок: Не жнет, не косит
А обедать просит.
1 ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит (отварачивается.)
2 ребенок: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка? (Садится на скамью, показывает большую ложку.)
1 и 2 вместе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Ведущий: Не любили лентяев в народе. Смеялись над ними.
б) Исполнение песни («Блины»).
-Чтобы веселее было работать, пели песни. И мы с вами знаем песенку о блинах. Давайте встанем и споем ее. (Поют и выполняют движения по тексту, игра на музыкальных инструментах).
- Снопы просушивались в овинах,
затем свозились в гумна. (А. Г. Венецианов «Гумно»).
Дальнейшая обработка зерна проходила на мельницах, в основном водяных;
-А какие еще мельницы вы знаете? Ответы детей
значительная часть зерна мололась на ручных мельницах с каменными жерновами.
Практическая работа 1 воспитанника.
- Как вы думаете, легкий этот труд или тяжелый? Почему? (ручной, нужно много силы прикладывать).
-Сейчас мы вернемся в наше время и посмотрим, как пашут землю и сеют сейчас.
«Раз, два повернись! И в наше время ты вернись!»
(звуки)
- Чтобы облегчить свой труд, человек придумал много машин.
Этот трактор, железный конь, пашет (фото трактор пашет, плуг)
- Кто работает на современном тракторе? Ответы детей.
И не мал, и не высок
В поле вырос колосок.
Посмотрел малыш на небо
И сказал «Хочу стать хлебом!»
- Посмотрите на картинку: вот идут по хлебному полю (так говорят хлебное поле) комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которые поступают в бункер. А кто работает на комбайне? Ответы детей.
- Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов. Комбайны продолжают работать, а машины едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить. Кто работает на грузовой машине? Ответы детей.
- А отправить его можно на элеватор или на мельницу. А что такое элеватор? Ответы детей.
-Элеваторы - это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая.
- Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку (фото). Его отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине покупают муку все, кто хочет испечь блины, пироги да ватрушки.
-Ребята, а вы ходите с родителями покупать хлеб? А какие хлебобулочные изделия вы там видели?
- Легка ли дорога хлеба сегодня к нашему столу? Почему?
- Вот видите, ребята, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относиться к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
-А какие еще пословицы вы знаете о хлебе?
Без хлеба – нет обеда.
Плох обед, коли хлеба нет.
Что посеешь, то и пожнешь.
Не потрудится, так и хлебу не уродиться.
Покуда есть хлеб и вода, всё не беда.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Итог.
- Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы. Мукомолы мелют его. Пекари выпекают хлеб.
Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждый кусочек хлеба.
- Сегодня у нас в группе будет работать музей хлеба и мы с вами еще раз вспомним все, о чем говорили.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!