Елена Колесникова
Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет «Куда улетают птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ для детей
5–6 лет «Куда улетают птицы?»
Цели:
— расширение представлений о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
— формирование умение делить птиц по месту обитания (птицы леса, водоемов, болот, птицы открытых пространств – степь, поле); по способу питания (насекомоядные, зерноядные, растительноядные, плотоядные) на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет „Куда улетают птицы?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
— активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);
— развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к птицам, желание им помогать.
Образовательные: расширять представления об особенностях внешнего вида птиц, об образе жизни, об условиях, необходимых для жизни птиц в теплое и холодное время года.
Развивающие: развивать образную память; развивать умение строить высказывание, правильно строить предложение.
Предварительная работа: Беседа с детьми о диких птицах, дидактическая игра «Птицы» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Худ. - эстетическое Материалы: иллюстрации птиц зимующих, перелетных, домашних, письмо.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».
Содержание организованной деятельности детей
Дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на гостей, родителей. Предлагает поздороваться как эколята - защитники природы
Дети встают в круг, здороваются:
Здравствуй, солнышко красное!
Здравствуй, небушко ясное!
Здравствуйте рыбы, птицы и звери!
Здравствуйте все мои друзья!
Здравствуй, вся моя Земля!
Это –я! Я – люблю тебя!
В-ль: Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
Сделайте шаг вперед все те, кто очень любит природу. А теперь сделайте шаг вперед те, кто много знает о природе. (дети делают шаг вперед)
Значит вы любите и знаете природу? (да)
Конечно, вы же эколята – защитники природы!
Тогда сегодняшнее сообщение для вас.
Сегодня в детский сад пришло необычное письмо и сообщение на ноутбук. Слайд 1
Хотите послушать?
В-ль показывает видео - письмо. (слайд 2) Звук пролетающих птиц
Читает стихотворение «Встали птицы на крыло»
Ребята, как вы думаете, кто прислал нам это сообщение и о чем оно? (ответы детей).
В-ль: обобщает ответы: да, это перелетные птицы прощаются с нами.
Как вы думаете, они радуются, или грустят? (ответы детей)
А почему птицы вынуждены каждую осень улетать в теплые края? Куда улетают птицы? (на юг, в теплые края? в Африку). Ответы детей
А можете ли вы представить весь путь полета птицы?
Слайд 3 Поднимите руку те, кто хотел бы полететь вместе с птичками? Почему? Что бы вы хотели узнать? (дети объясняют свой выбор).
В-ль: ученые орнитологи уже давно придумали, как можно полететь вместе с птичками. Кто то знает об этом, может рассказать? (ответы детей)
Слайд 4
В-ль уточняет: Да, они окольцовывают птиц (надевают колечко на лапку с номером, прикрепляют миниродары и через компьютер следят за полетом птицы.
А я вам предлагаю пофантазировать и представить себя в роли перелетных птиц, готовящихся к перелету и полететь по их маршруту. Хотите? (согласие детей)
У меня на столе лежат картинки птиц, выберите любую и мы начнем превращение (дети выбирают картинки; воспитатель делает то же самое).
Я произнесу волшебные слова: раз, два, три вокруг себя обернись и в птицу задуманную превратись (Дети повторяют движения за воспитателем).
В-ль: помашем крыльями- мы птицы!
Слайд 5 «Птицы» звуки «Птичий базар»
Раз эта игра, давайте договоримся, кто какую роль будет играть. Нам надо выбрать самого опытного вожака, обычно эта птица уже старая, много знает и учит других (дети предлагают воспитателя). Ну а вы будете «молодняк» - молодые птички, которые весной вылупились и к осени немного подросли и готовы к дальнему перелету. Итак, начинаем.
Вос-ль: (меняет голос, надевает маску гусыни) :
Я главная гусыня Акка! Слетайтесь птицы на совет! Слайд 6
Устраивайтесь поудобнее и слушайте я расскажу, как мы полетим в теплые края. Сразу предупреждаю: больных и непослушных птиц не берем!
(Дети садятся на коврик, изображая птиц).
В-ль в роли гусыни-вожака продолжает: вы все разные птицы : большие и маленькие, лесные, полевые, есть среди вас и водоплавующие. Но все мы называемся, одним словом. Каким? (Дети отвечают – перелетные). Да, перелетные. Сейчас я вас рассажу так, как вы живете: птицы леса (знак в обруче) – садятся сюда. Болотные сюда и водоплавающие к обручу с соответствующим знаком. Птицы открытых пространств – к своему знаку (дети распределяются по группам- рассаживаются по месту обитания птиц около обруча, в котором лежит схема).
В-ль уточняет, кто, где живет, помогает, если дети затрудняются.
Птицы леса : соловей, кукушка, скворец, сова, сокол
Птицы открытых пространств (степь, поле) : жаворонок, сокол, ласточка
Птицы водоплавающие : утка, гусь, лебедь
Птицы побережий, болот: цапля, журавль
Дети в роли птиц рассаживаются по своим группам.
В-ль в роли гусыни: а теперь, нам нужно представиться и рассказать о себе: как зовут, описать себя, крупная птица или мелкая, где живешь, чем питаешься, какую пользу приносишь в природе.
Начну с себя:
Слайд7
Я- гусыня, довольно крупная птица, водоплавающая: живу на берегу рек, озер и болот, у меня плоский, крепкий клюв с зубчиками, которыми я перетираю и процеживаю пищу, лапки с перепонками, поэтому я хорошо плаваю. Я питаюсь мелкой рыбкой, ракообразными, головастиками. Лягушками, растениями водоемов. Я ем много личинок комаров и тем самым приношу пользу всем и животным, и людям.
Дети по образцу представляют своих птиц (можно объединится, если дети выбрали одну и ту же птицу или из одной группы).
В-ль в роли гусыни дополняет ответы детей и уточняет, обращается с просьбой дополнить других детей.
Дети представляются (на экране появляются те птицы, о которых рассказывают дети). Слайды с 8-18
В-ль в роли гусыни: Что ж, все представились. Путь нам предстоит долгий. Несколько тысяч километров, полетим почти без сна и отдыха и перерыва на обед. Во время пути может случиться беда с теми, у кого мало сил на перелет. Поэтому нам надо набраться сил.
Сделаем зарядку (физкультминутка) Музыкальная
Сделали зарядку. А теперь нам надо подкрепиться: как следует покушать.
По очереди подходите за едой (на столе разложены картинки, изображающие еду, игрушки-муляжи).
Первыми зову птиц, которые предпочитают насекомых, как эти птицы называются? (насекомоядные) : ласточки, соловьи, кукушка, жаворонок. Вы полетите первыми. Почему, как вы считаете? (дети объясняют)
Теперь подходите те, кто ест рыбку, ракообразных, лягушек и пр. птицы предпочитающие животную пищу. Вы полетите последними. Почему, как вы считаете.
Теперь, кто ест мышей, ежей, змей – плотоядные (хищники). Они тоже улетают, почему?
Дети делают вывод, что осенью с наступлением холодов насекомые исчезают первыми (поэтому улетают все насекомоядные, и в конце осени, с наступлением первых признаков зимы улетают водоплавающие и птицы болот, когда замерзают водоемы, исчезает пища).
Ну что. Подкрепились, теперь к полету. Мы с вами можем лететь в разные страны, но больше всего мне нравится Африка. Летим в Африку!
Полетим мы все по-разному: кто стайкой, а кто выстроится в красивые линии.
На экране появляются схемы полета птиц. Слайд 19,20
В-ль предлагает попробовать все варианты.
Игра: птицы, птицы постройтесь в линеечку-шеренгой (аисты, цапли, птицы, птицы постройтесь клином, косяком, (журавли, лебеди, гуси) прямым фронтом или дугой (утки, стайкой (ласточки, жаворонки, грачи, скворцы)
В одиночку, гордо полетят хищники.
В- уточняют какие птицы, как летят (дети пробуют разные варианты).
Дети с воспитателем делают небольшой перелет. (Слайды картины природы с высоты птичьего полета) слайд 21 - 22
В-ль объявляет первую остановку – отдых и подкрепиться: залетим ненадолго к моему другу старому филину, он стар и мудр и много знает и чем-нибудь нас угостит
У мольберта появляется Филин
-Здравствуйте, птицы перелетные. Куда путь держите? Отдохните с дороги, присаживайтесь. Он спрашивает птиц : знаете ли, зачем вам клюв (Дети отвечают).
Он показывает им разные клювы. Картинка. Слайд 24
Филин (воспитатель) спрашивает: кто из вас любит насекомых: - ваши клювы острые и тонкие (ласточки, скворцы, кукушки)
Кто из вас любит зерна и семечки, орехи (Зерноядные) – имеют короткий и мощный клюв. Им надо давить зерна, семена, орехи (грач, скворец)
Кто из вас любит рыбку, растения водоемов? У водоплавающих – плоский крепкий клюв, чтобы отрывать растения в воде и ловить рыбу (утка, гусь, лебедь)
У птиц болот клюв длинный и острый, чтобы добывать пищу со дна водоемов (аист, журавль, цапля).
У хищников – мощный клюв, загнутый к низу, чтобы нападать на пищу, вонзать и разрывать на части.
Предлагает игру: узнай где, чей нос. (картинка) Дети определяют
А чтобы лучше понять, как работает клюв. Предлагаю провести опыт: у меня на столе разные предметы: палочки, щипчики и пр. и корм разный попробуйте взять палочки достать лягушку из бутылки каким клювом удобнее? (дети предполагают). Каким предметом будет удобнее брать мелкие предметы: насекомых – острым клювом. А каким клювом можно взять мелкое животное – острым хищным клювом (вилка- кусочек сыра) ягоды, зерна, орехи. (Дети пробуют разными предметами добыть «пищу»)
В-ль в роли гусыни объявляет: птицы, на крыло! Полетели!
Сейчас, когда скажу день – мы летим быстро, слайд 25
скажу ночь – замедляем полет. Слайд 26
Во время игры в-ль объясняет, что птицы даже спят во время полета- одним глазом. За все время пути спать им удается немного.
В-ль объявляет: Внимание, внимание, опасность на пути! Слайд 27-31 звук опасности
Во время пути птиц подстерегает много опасности: охотники, грязные водоемы, грязный воздух и др. Многие птицы так и не прелетят в Африку, погибнут по дороге.
Но мы с вами сильные, смелые, сытые – все преодолеем.
А вот и Африка. Ура! Прилетели! Молодцы! слайд 33-34
Теперь вы поняли легко ли птицам добираться в теплые края? (Ответы детей)
А нам пора снова превратиться в ребят говорим волшебные слова: раз, два, три – вокруг себя обернись и в ребяток превратись.
Ребята, сделайте шаг вперед те, кто знает куда и почему улетают перелетные птицы осень? (дети выполняют). А теперь сделайте шаг вперед те, кто понял, как птицам нелегко во время пути приходится? (дети выполняют).
А сейчас я предлагаю вам сделать коллективную работу на память об улетающих птицах.
Заранее вырезанные шаблоны птиц дети приклеивают на ватман в виде косяка.
В-ль спрашивает: трудно было быть птицами, что вы узнали нового, что особенно запомнилось. (Ответы детей).
В-ль уточняет и обобщает ответы детей : помните, что птицы наши друзья и помощники, они приносят большую просьбу и их нужно охранять, защищать и помогать. Подумайте вместе с родителями, как мы можем помочь и защитить перелетных птиц. В следующий раз, мы подробнее обсудим эту тему.
Спасибо за внимание.