Светлана Новикова
Конспект НОД «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.
Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Материал: звуковая фонограмма «Голоса природы»; картинки с изображением перелётных птиц : скворца, грача, жаворонка, утки, гуся, лебедя, соловья;
Предварительная работа: Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», В. Бианки «Птенчик»,Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Улетает-не улетает», «Птички», «Когда это бывает», «Накормим птиц» и др.
Ход нод:
Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.
-Воспитатель: Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
Весной природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег, но земля недолго остается черной и голой. Как только чуть потеплеет, отовсюду начинает пробиваться молодая ярко-зеленая трава, на деревьях набухают почки, что скоро превратятся в маленькие листочки. На водоемах быстро тает лед. Льдинки качается на воде, пока совсем не исчезают. Весеннее небо обычно чистое, голубое, и по нему быстро плывут снежно-белые облака, похожие на животных - льва, черепаху, различные предметы, даже лица людей. Отовсюду раздается пение и щебет птиц, которые вернулись из дальних краев, и теперь рассказывают друг другу о своих приключениях.
Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.
Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса. Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы», потом рассказывают, что они услышали.
-Воспитатель:- Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц). (ответы детей).
- Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Ответы детей)
-Воспитатель: А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, сорока.). Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать названия птиц.
Загадывание загадок:
Черный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг.
(Грач)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"
(Кукушка)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(Утка)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый.
(лебедь)
По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки (слайды)
-Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих птиц? Ответы детей. (Перелётные)
-Воспитатель: - Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? Ответы детей (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки, их тело покрыто перьями).
Проводится пальчиковая игра: Десять птичек — стайка.
Десять птичек — стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями
Эта птичка — соловей, Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка — воробей, левой руки
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко. Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Это-зяблик, это — стриж, правой руки
Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам. Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»
-Воспитатель: дети, весна принесла с собой солнечное тепло и веселое щебетанье птиц. Давайте посмотрим, как хорошо вы их знаете.
Проводится дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)
-Воспитатель: — Ребята так грустно без птиц весной! Вокруг себя вы повернитесь, в малых птичек превратитесь! Поиграем птички!
Физкультминутка «Птичка» под музыку. (выполняется 2 раза)
Птичка летает,
Птичка порхает.
Плавно кружится,
На ветку садится.
Ветку нагнули,
Птичку спугнули.
Быстро взлетает
И улетает. Дети имитируют полет птиц,
Машут крыльями,
Кружатся,
Присаживаются.
Склоняются вперед,
Делают испуганный вид,
Машут «крыльями»
«улетают».
-Воспитатель: Ребята, птицам приходится отдыхать во время перелетов – приземляясь на время для отдыха и питания. Большинство птиц летает стаями. Также могут выстраиваться клином.
- Каким же образом птицы определяют точное направление полета? Ведь они не только находят постоянное место зимовки, но и возвращаются весной на родину к своим гнездам. Это связано с тем,что у птиц хорошее зрение, и с высоты своего полета они различают запомнившиеся особенности поверхности земли.
-Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются птицы?
-Ответы детей. (зернышками, семечками, хлебом)
-Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас проведем игру.
Д/игра «Накормим птиц».
Дети находят карточки, с изображением угощений для птиц : хлеб, зерно, семечки, конфеты, суп, сало, камни; выбирают и кладут на стол, чем питаются птицы.
-Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какова роль птиц в жизни человека и природы?
-Варианты ответов.
-Воспитатель: значение птиц велико. Они поедают мелких насекомых вредителей и грызунов, разносят по земле семена ягод, растений.
-Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
(варианты ответов).
-О каких новых птицах узнали? (ответы детей).
-Какое строение имеют птицы? (ответы детей).
-Какие виды перелета существуют у птиц? (ответы детей).
-Чем питаются? (ответы детей).
-Воспитатель: ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!