Александра Маркова
Конспект НОД «Осеннее путешествие» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа : средняя.
Тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием: «Осень».
Тема НОД: «Осеннее путешествие».
Направление образования и развития (образовательная область) : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: развитие компонентов связной речи детей, обогащение словаря детей по теме «Осень».
Публикация «Конспект НОД „Осеннее путешествие“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Укреплять и конкретизировать представление детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.
Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе, о лесных жителях.
Задачи:
Образовательные:
- расширять, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Осень» : «листья», «дождь», «листопад», «шуршат», «облетают», «деревья», «качаются»;
- закреплять знания о приметах осени;
- учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- научить детей различать понятия «вперёд», «назад», «направо», «налево», ориентироваться в пространстве;
- учить детей правильно называть диких животных и их детёнышей;
- учить отвечать на вопросы воспитателя;
- учить детей запоминать некоторые цвета: красный, жёлтый, зелёный», оранжевый;
- Учить детей создавать коллективную композицию «Осеннее дерево» нетрадиционным способом при помощи оттиска – «печатка».
- учить соблюдению правил подвижной коллективной игры, количественному счёту в пределах 5;
- учить координировать речь с движением;
- учить детей анализировать проделанную работу.
Воспитательные:
- воспитывать интерес, желание больше узнать о природе осенью;
- воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать интерес к занятию.
Развивающие:
- развивать воображение у детей, память, мышление;
- развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух;
- развивать артикуляционную, общую моторику;
- развивать чувство ритма;
- развитие двигательной активности;
- развивать общие речевые навыки: голос, дыхание, темп речи;
- развивать умение работать аккуратно, не пачкаться.
Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: обсуждение, рассказывание, беседа, слушание, подвижная игра.
Оборудование: опорные иллюстрации по теме «Осень», «Дикие животные», картофель, гуашь, баночки, одноразовая посуда, ватман с изображением дерева, магнитола для воспроизведения физминутки.
Предварительная работа:
Во время прогулки наблюдать изменения в погоде. Рассказать, что летом было тепло, а осенью стало прохладно. Осенью часто идёт дождь, дует холодный ветер. На ветвях пожелтели и начали опадать листочки. Земля покрылась ковром из опавших листьев. Походить вместе с детьми по листве, послушать, как она шуршит под ногами. Затем вместе с детьми собрать букет из опавших листьев. Прочитать, а затем и разучить с детьми стихотворение:
Осень, осень, листопад,
Листья по ветру летят.
Листья по ветру летят,
Под ногами шелестят.
В группе рассмотреть, какой формы, величины, цвета листья в собранном букете. Найти листья, одинаковые по форме и цвету. Показать детям, как можно составить рассказ об осени по картинкам-иллюстрациям.
I часть, вводная.
Дети заходят вместе с воспитателем под негромкую, спокойную мелодию в празднично украшенную группу, где уже сидят родители и садятся на стульчики.
Воспитатель: - Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети здороваются, родители отвечают.
Воспитатель:- А теперь давайте встаём около стульчиков и все вместе вспомним какое сейчас время года.
(Воспитатель читает вместе с детьми рифмовку выполняя ритмические движения).
Раз, два, три, четыре, пять-
Это каждый должен знать.
(шагаем на месте)
Лето, осень и зима,
А потом придёт весна.
(Хлопаем в ладоши)
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче?
(Разводим руки в стороны и смотрим друг на друга)
Дети: - Осень!
- Молодцы! Садимся на стульчики.
Воспитатель понижает голос и говорит:
- Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Давайте прочитаем его. Слушайте внимательно.
Письмо:
- «Здравствуйте, ребята. Пишут Вам лесные жители из далёкого сказочного леса. В наш лес тоже пришла яркая Осень. Такая красота стоит кругом! Прямо дух захватывает! Но есть и грустная новость…. На самом краю леса стоит одинокое печальное дерево, которому Осень не подарила праздничный наряд. Мы решили обратиться за помощью к ребятам Вашей группы. Мы верим, что Вы нам придёте на помощь. С уважением к Вам, жители сказочного леса».
Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем лесным жителям украсить печальное дерево и вернуть радостное настроение?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда нам необходимо отправиться в лес. Решено, едем.
- Да вот незадача. Надо решить, на чём добираться. Ведь лес-то сказочный.
- Как думаете, на чём можно поехать?
(Варианты ответов детей).
Воспитатель выслушивает все варианты ответов и предлагает поехать на паровозе.
На мольберт вывешивается иллюстрация с изображением паровоза и под музыку дети «едут», имитируя движения по тексту.
II часть, основная.
Воспитатель: - Вот и остановка. На пути первое препятствие. Чтобы двигаться дальше, необходимо его преодолеть.
Первая остановка.
Воспитатель демонстрирует на мольберте иллюстрации на тему: «Осень». Задаёт вопросы, дети отвечают.
Дидактическая игра «Признаки осени» (рассказывание признаков осени по мнемотаблице).
Воспитатель: - Молодцы! - Можно двигаться дальше.
Дети снова «едут» под музыку, имитируя движения по тексту.
Воспитатель: - Стоп, остановка. На пути второе препятствие. Чтобы продолжить путешествие, необходимо с ним справиться.
Вторая остановка.
Дети встают в круг. Воспитатель передаёт детям по очереди мяч и просит назвать ласково произнесённое слово.
Речевая игра «Назови ласково».
Гриб – грибочек (грибок); дождь – дождик; дерево – деревце; туча – тучка; лист – листочек (листик); ветер – ветерок (ветерочек); солнце – солнышко; лужа – лужица; сад – садик; лес - лесок (лесочек); облако – облачко; ветка – веточка; дуб – дубочек; шишка – шишечка; птица – птичка; трава – травка; зонт – зонтик; плащ – плащик; сапоги – сапожки; цветок – цветочек; шарф – шарфик; шапка – шапочка; куртка – курточка; перчатки – перчаточки.
Воспитатель: - Отлично, справились с заданием. Поехали дальше.
Дети продолжают «ехать» под музыку, имитируя движения по тексту.
Воспитатель: - Опять остановка. Посмотрите, ребята. Грибов видимо – невидимо! Пока не соберём всё, не уйдём!
Дети встают около стульчиков и выполняют движения физминутки по тексту.
Третья остановка.
Физминутка «Мы шли, шли, шли»…
Мы шли, шли, шли, шли… Грибок нашли. Нагнулись, сорвали, в корзинку положили и дальше пошли.
Мы шли, шли, шли… И назад пошли. Грибок нашли… Нагнулись, сорвали, в корзинку положили и дальше пошли.
Мы шли, шли, шли… И вперёд пошли. Грибок нашли… Нагнулись, сорвали, в корзинку положили и дальше пошли.
Мы шли, шли, шли… И налево пошли. Грибок нашли… Нагнулись, сорвали, в корзинку положили и дальше пошли.
Мы шли, шли, шли… И направо пошли. Грибок нашли… Нагнулись, сорвали, в корзинку положили и дальше пошли.
Мы шли, шли, шли… К паровозику пришли. Много грибов набрали, целую корзину.
Воспитатель: - Можно отправляться дальше.
Дети «едут» под музыку, имитируя движения по тексту.
Воспитатель: - На пути последнее препятствие. Приступим к выполнению.
Четвёртая остановка.
Игра «Чей малыш».
Каждому ребёнку раздаётся по одной картинке с изображением диких животных наших лесов (взрослых и детёнышей). По очереди к воспитателю подходит ребёнок с картинкой взрослого животного, называет его. Воспитатель предлагает встать рядом тому ребёнку, у кого в руках изображение детёныша данного животного. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не составят пары.
Воспитатель: - Блестящая работа! Поехали дальше.
Дети «едут» под музыку, имитируя движения по тексту.
Воспитатель: - Вот мы и приехали в сказочный лес. До чего же тут красиво! А вот и дерево. Как и говорили жители: печальное, без листьев, грустное.
На мольберте изображение дерева без листьев.
Воспитатель: - Как помочь дереву стать красивым? Что мы должны для него сделать?
- Правильно, украсить его листьями.
Воспитатель: - Я сегодня хочу познакомить Вас с новым видом рисования оттиском – печатка.
Дети встают вокруг стола, на котором расположены баночки с краской и материалами для работы. Окунают картофель в любой цвет по выбору и ставят «печать» - оттиск на дереве. Таким образом, дерево украшено разноцветными листьями.
Воспитатель: - Очень красивое осеннее дерево у нас получилось, ребята! Я уверена, что лесным жителям будет весело играть около него. А нам пора возвращаться в детский сад.
Дети «едут» в детский сад под музыку, имитируя движения по тексту.
Воспитатель: - Вот мы и в детском саду.
III часть, заключительная.
- вспомните наше путешествие, что вам понравилось делать больше всего?
- Какие задания вызывали затруднения?
Вывод: - Мы помогали лесным жителям украсить печальное дерево.
Рефлексия.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите внимательно. На столе лежат смайлики. Если вам наше путешествие не понравилось, то возьмите в руки этот смайлик.
- Если понравилось, но не всё, то возьмите вот этот.
- А если всё понравилось, то можете взять такой смайлик.
(Дети подходят и выбирают смайлики в соответствии со своим выбором. Затем показывают их воспитателям и родителям).
Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность.