Ольга Пенюшина
Конспект НОД «Тайна моего имени» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирования интереса и уважения к своему имени на основе православной культуры, как эмоционально– положительную основу для духовно- нравственного воспитания.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить ребят с происхождением русских имен и их значением;
- формировать интерес к обычаям и духовной культуре русского народа.
Развивающие:
-развивать кругозор, творческое самовыражение при помощи игр;
-развивать умение составлять рассказ из личного опыта;
-развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Тайна моего имени“ (старшая группа)» размещена в разделах
- воспитывать уважение к своему имени и именам других людей;
- воспитывать чувство эмпатии.
Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось?
В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная.
Предполагаемый результат:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
- развито взаимодействие и общение ребенка с взрослыми и сверстниками;
- сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.
ОО «Познавательное развитие» :
- имеют представление о старинных русских обычаях;
- развита познавательная активность;
- имеют представление о значении имен;
- проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
ОО «Речевое развитие» :
- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;
- обогащен словарный запас дошкольников;
- умеют составлять рассказы из личного опыта.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;
- применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).
ОО «Физическое развитие» :
- развита общая и мелкая моторики ребенка;
-выполняют основные виды движений под музыку.
Форма НОД: занятие - игра.
Дидактическое обеспечение: клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.
Технические средства обучения: проектор, магнитофон.
Предварительная работа:
- проведение НОД с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;
- создание условий в предметно игровой среде группы;
- ознакомление с техникой рисования пером;
- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий
(дидактические игры, подвижные народные игры);
- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи и значению имен детей;
- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных
Ход НОД
Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами на одну очень интересную тему. А какую именно, я думаю, вы догадаетесь после просмотра мультфильма.
(просмотр мультфильма Лунтик «Имя», 5 серия 4:55мин)
-Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим? (об именах)
-Верно, у каждого человека есть имя. Оно дается ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. И тема нашего занятия звучит так – «Тайна моего имени».
У меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки, наматывать и при этом произносить свое имя.
Дети передают друг другу клубок, называя свое имя.
-Вы, молодцы, дружно соткали чудесную «паутинку»из ваших имен. Теперь осталось пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. Но для этого надо назвать имя товарища ласково (произносят).
История происхождения имен.
-Ребята, как вы думаете, зачем человеку имя?
-Может ли человек жить без имени? Почему?
-Есть целая наука, изучающая имена - эта наука называется антропонимика. Повторите.
Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен. На Руси все начиналось так - рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Беседа о значениях имен.
-Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?
-Давайте сейчас по цепочке каждый называет свое имя и немного рассказывает о нем - нравится ли оно вам или нет и почему? Может вы знаете, почему родители вам дали именно это имя, или вам что-то известно о значении вашего имени. А я в свою очередь, расскажу вам откуда произошло ваше имя и как переводится. Давайте я начну.
(Дети рассказывают о своем имени, воспитатель дополняет ответы детей о значении их имен, вывешивает облачка с именами на доску)
Иван- старинная форма : Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван - распространенное русское имя.
Юлия- по одной из версий имя греческое и происходит от слова юлос, что переводится как "пушистая" или "волнистая". Так что, согласно этой теории значение имени Юлия - "пушистая" или "волнистая".
Виктория -в переводе с латинского: «победа».
Дарья- в переводе с древнеперсидского языка: «победительница».
Максим- имя имеет римские корни, с латинского означает «величавый».
Мария- древнееврейского происхождения. По одной версии - госпожа, по другой - любимая, по третьей - упрямая.
Никита- древнегреческое имя. Значение:«Победитель».
Глеб- произошло от древнескандинавского Guleifr. Это двукоренное имя состоящее из gu — "бог", leifr — "наследник". Получается, что значение имени Глеб - "наследник бога".
Елизавета- на древнееврейском имя Елизавета звучало так как Элишева. В переводе оно означало "Бог мой — клятва", "почитающая Бога" или "заклинающая Богом".
Кирилл- в переводе с греческого значение имени Кирилл) означает "господин" или "владыка".
Ева- с древнееврейского переводится как "дающая жизнь".
Матвей- в переводе с древнееврейского означает "дар Яхве" или "дар Божий".
Арина- имя Арина считается не самостоятельным именем, а одной из форм имени Ирина. Поэтому значение имени Арина и Ирина одинаковы. Имя древнегреческое и означает — "мир" или "покой".
Марго- имя пришло из Древней Греции, переводится как "жемчужина", "жемчуг".
Алексей- если перевести имя Алексей с греческого, то оно будет означать «оберегающий».
Анастасия- переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни».
Виталина- значение имени Виталина - "жизненная" или "полная жизни", ведь именно так переводится имя с латыни.
Сергей- значение имя Сергей происходит от римского имени «Сергиус», чтов переводе с латинского значит "высокий" или "знатный", но это достаточно спорная версия.
Алина- имя имеет латинские корни переводится как «благородная» или «другая, чужая» и т. д.
-Молодцы, у вас у всех очень красивые имена.
Ребята, послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать загадку:
Сколько имен у подружки у Оли?
Как бы друзья не запутаться тут.
Ольгой частенько зовут её в детском саду,
Оленькой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя её называет,
Олька — кричит озорник во дворе…
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подружки моей?
– А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? (одно)
Какая форма имени полная? (Ольга) А какие ласкательные (Оленька, Олюшка)
А дома вас называют какими - нибудь ласковыми именами? (дети называют ласкательные формы своих имен)
– Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?
- Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались?
Викторина
-Случается так, что самого человека на свете-то никогда и не было, а имя его живёт. Так, например, существуют не только наши современные имена, но и сказочные. Вот сейчас мы с вами и вспомним имена главных героев некоторых известных рассказов и сказок:
1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали. (Дюймовочка.)
2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам : «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня.» (Снегурочка.)
3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского? (Айболит.)
4. Имя героя, которому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)
6. Как звали друга Чебурашки? (Гена)
7. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)
Физ. минутка.
-А теперь, ребята, я буду называть имена и, если вы услышали свое имя, то встаете.
-Скажите, почему, когда я называла некоторые имена, вставал один человек, а на другие несколько? (у них одинаковые имена)
-Кто знает, как называют людей с одинаковыми именами? (тезки)
–В нашей группе есть тезки? Поднимите руки.
Рисование своего имени : творческое задание.
- А теперь, я хочу предложить вам задание. Давайте нарисуем наши имена.
На партах у вас лежать пустые облачка. В них нарисуйте символ своего имени, оживите имя с помощью рисунка и повесьте его рядом с облачком с вашим именем. (дети рисуют символы, вывешивают их на доску)
Подведение итогов.
-Ребята, что нового об именах вы узнали на нашем занятии?
Ребята, вспомните, пожалуйста, и назовите те моменты мероприятия, которые вам наиболее понравились и запомнились, и почему (ответы детей).
- Ребята, я вам желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя!».