Александра
Конспект НОД «Тайна исчезнувшего бутерброда. Пищеварительная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме «Пищеварительная система» или «Тайна исчезнувшего бутерброда»
Цель:
Продолжать формировать представления о собственном теле; вызывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с пищеварительной системой и ее основными отделами (пищевод, желудок, кишечник);
Публикация «Конспект НОД „Тайна исчезнувшего бутерброда, Пищеварительная система“» размещена в разделах
- Бутерброды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
2. Продолжать формировать умение детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности;
3. Актуализировать знания детей о полезных и вредных продуктах.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей;
2. Развивать личностные качества детей: любознательность, сообразительность, инициативность;
3. Обогащать словарный запас детей тематическими словами на основе формирующихся представлений о строении пищеварительной системы.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и бережное отношение к своему телу;
2. Воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе, слушать друг друга.
Словарная работа:
«пищеварительная система», «пищеварение», «пищевод», «желудок», «кишечник».
Методические приё мы:
• Практический (опыт с печеньем, с салфеткой);
• Словесный (беседа о пищеварительной системе);
• Наглядный (макет пищеварительной системы);
• Игровой (обыгрывание «вопроса» о пищеводе, желудочном соке и желудке со спортивным «тоннелем»);
• Метод акцентирования на деталях (о тонком кишечнике);
• Метод интеграции видов деятельности (познавательный, исследовательский);
• Метод проблемного обучения («Пропал бутерброд, который необходимо найти»).
Оборудование: воронки, вода, бутылочки, ложки, печенье измельченное, спортивный «тоннель», веревка, желтая ткань, плакат пищеварительной системы, халаты.
Ход занятия:
(Дети заходят в зал под музыку, где их встречает воспитатель)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут. Я работаю воспитателем в детском саду нашего замечательного города. Мои дети такие же дружные, веселые, умные, как и вы.
Ребята, а вы смотрели мультфильм «Фиксики»? Кого из фиксиков вы знаете? (Ответы детей) Я и дети моей группы очень дружны со всеми фиксиками и часто выходим с ними на видеосвязь. Слышали сигнал? Это фиксики вызывают нас на связь.
Фиксик: Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Здравствуй Нолик. Что случилось? Почему ты так взволнован?
Фиксик: Дело в том, что Дим Димычу нужна помощь. Вы ведь уже позавтракали? (Да) Так вот, Дим Димыч тоже уже позавтракал. Он пил чай, ел бутерброд и, задумавшись, нечаянно съел еще и бутерброд своего папы. Мальчик не хочет оставлять папу без завтрака. Ребята, помогите найти папин бутерброд. Дим Димыч говорит, что положил бутерброд себе в рот и он исчез.
Воспитатель: Успокойся, Нолик. Рядом со мной очень дружные и сообразительные дети. Мы обязательно выясним, куда же исчез бутерброд. Правда, ребята? (ответ детей)
Я предлагаю вам стать моими помощниками и раскрыть эту тайну. Лучше всего нам это удастся сделать в лаборатории профессора Чудакова. Давайте отправимся туда, но сначала подготовимся к путешествию.
Скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? (ответы детей)
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, следя за движением указательного пальца. Голова при выполнении упражнения неподвижна).
Путь бутерброда длинный, сложный
Но мы, друзья его найдем
В мир опытов, открытий важных
В лабораторию сейчас войдем
Наденем вместе с вами белые халаты
И вмиг учеными окажутся ребята.
Вот мы и в лаборатории. Все ученые работают в белых халатах, давайте и мы их наденем. Пока вы надеваете халаты, я вам хочу рассказать о правилах работы в лаборатории. Здесь нужно передвигаться спокойно, быть аккуратным, чтобы нечаянно ничего не повредить и внимательно следовать моим указаниям.
Воспитатель и дети проходят к макету пищеварительной системы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, куда исчез бутерброд? (индивидуальные обращения к детям)
Ребята, отгадайте загадку (если раньше не назовут) :
Всё, что мы положим в рот,
Попадает к нам в… (Живот)
Чтобы найти пропавший бутерброд, давайте вспомним, куда сначала попадает еда.
Дети: В рот.
Воспитатель: А что у нас есть во рту?
Дети: Зубы, язык.
Воспитатель: Для чего же нам нужен язык?
Ответы детей.
Воспитатель: Язык – это строгий охранник и помощник. А почему язык называют охранником, как вы думаете? (потому, что благодаря языку мы чувствуем вкус кислый, солёный, горький, сладкий). И если в рот попадает опасная или не качественна пища, язык сразу определит это, и мы её не станем есть. Роль языка мы выяснили, а для чего же нужны во рту зубы?
Ответы детей
Воспитатель: Пища пережевывается зубами, они хорошо ее перемалывают – это очень важно. Поэтому во время еды нельзя спешить, надо тщательно пережевывать пищу, помогая своему организму. Нам будет легче проглотить хорошо измельченную зубами пищу, чем большие кусочки.
Что же будет, если мы быстро и плохо пережуем еду?
После того, как наши зубы хорошо перемололи пищу и мы ее проглотили, она попадает в пищевод. Посмотрите, пожалуйста, на макет как он выглядит и где находится. Попробуйте догадаться, почему он так называется пище-вод. Предположения детей. Пищу – что делает? (ответы детей) Ведёт. Правильно. Что это, дети? Скажи, Оля (Маша, Боря). Смотрите (педагог показывает на макете, длинный узкий проход ведёт пищу куда? Пищевод проводит пищу в желудок.
Ребята, давайте поиграем. Пройдите за мной. Сейчас мы все станем пищей, а этот тоннель будет пищеводом. Дети проползают по тоннелю и оказываются в очерченном круге. Не расходитесь… Вы все оказались в этом кругу. Подумайте, куда же, пройдя по пищеводу, попадает пища? (в желудок) Желудок у каждого человека расположен сразу под ребрами слевой стороны. Потрогайте рукой. И у меня есть желудок вот здесь. А у тебя где желудок? Правильно. Сверху воспитатель накрывает себя и детей желтой прозрачной тканью. В желудке есть специальная жидкость. Она называется желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет даже ее твердые частички. Всё, еда растворилась, давайте подойдем к макету и найдем там желудок. Кто сможет нам его показать? Работа у макета.
Когда в желудок попадает хорошо пережеванная пища, ему легче с нею справиться. Вспомните наш опыт. Вот поэтому всегда нужно хорошо, тщательно пережевывать все, что вы едите. Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пищу. Как будто варит ее. Вот и называют этот процесс пищеварением - варением пищи. Ребята, вы хотите посмотреть, как работает наш желудок? Пройдите, пожалуйста, к столам и займите свои рабочие места.
Опыт № 2: Возьмите свои бутылочки. Представим, что бутылка – это желудок, а вода – желудочный сок, который растворяет пищу. Мы уже отправили туда сахар. Давайте представим, что мы съели еще и печенье. Возьмите ложки и добавьте печенье в бутылку. Что делает желудок с попавшей в него пищей? (Ответы детей) Правильно он пищу перемешивает, переваривает. Выньте, пожалуйста, из бутылок воронку и положите ее на поднос, а бутылочку закройте крышкой. Хорошо взболтайте содержимое бутылки. Что мы видим? Ответы детей Также и желудок перемешивает пищу. Если пища хорошо была пережевана, то и желудку будет легко работать. А еще он впитывает переваренную пищу. У вас на подносах стоят блюдца с бумажными салфетками, поставьте их перед собой. Теперь откройте бутылочки и вылейте на салфетку немного содержимого бутылки. Что вы видите? (Ответы детей) Правильно, жидкость впиталась, а на поверхности остались крошки печенья. Так и желудок впитывает часть переваренной пищи, а остальная поступает в другой отдел, который называется кишечник.
Обратите внимание на наш макет. Сначала переваренная пища двигается по тонкому кишечнику, а потом по толстому кишечнику. Как вы думаете тонкая кишка длинная или короткая? (Ответы детей) Так вот, ее длина - 7 метров. Как вы думаете, это много или мало? Возьмём веревку и растянем её. Дети совместно с воспитателем растягивают веревку. Вот такой длины наш кишечник. Как же он помещается внутри нас? (Ответы детей) Он изогнутый и плотными петлями уложен в животе.
Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу. Вот какой умный наш организм! Ничего лишнего у себя не держит! Посмотрите на наш макет. Ребята, какие органы мы сегодня с вами назвали и рассмотрели? Ответы детей. Все эти органы образуют пищеварительную систему. (Индивидуальные вопросы) А для чего нужна пищеварительная система? (Чтобы переваривать пищу)
Как вы думаете, вся ли еда для нас полезна? Предлагаю проверить умеете ли вы отличать полезные продукты от вредных. Давайте поиграем: слева от меня стоит тарелка, а справа ведро. Каждый из вас возьмет у меня в корзине по одному продукту. Если этот продукт полезен, то вы его кладете на тарелку, а если вреден, то выбрасываете в ведро. Всем понятны правила игры? Тогда начинаем. Дети выполняют задание и затем вместе с воспитателем проверяют, правильно ли разложили продукты.
Воспитатель: Какие вы молодцы, что знаете вредные и полезные продукты!
Друзья, мы так увлеклись исследованием пищеварительной системы, что совсем забыли о Нолике и Дим Димыче! Можем ли мы помочь Дим Димычу вернуть исчезнувший бутерброд? Ответы детей. Что случилось с бутербродом? Ответы детей. Что же делать? А давайте отправим Дим Димычу посылку с нашими полезными продуктами, и он сможет приготовить для своего папы вкусный и полезный бутерброд!
Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Снимите халаты и подойдите ко мне.
Итак, эксперименты позади
Раскрыли тайну мы пищеваренья
Сегодня мы узнали, как и что едим
И человека, каково строенье.
Мы сняли с вами белые халаты
И в детский сад отправимся, ребята!
Нолик: Ребята вы нашли исчезнувший бутерброд?
Воспитатель: Нолик, к сожалению, мы не можем помочь Дим Димычу вернуть бутерброд. Он его съел, и бутерброд переварился в пищеварительной системе. Но мы с ребятами отправим вам посылку с вкусными и полезными продуктами, чтобы Дим Димыч приготовил папе новый бутерброд.
Нолик: Здорово! Спасибо вам за помощь. Пойду, обрадую Дим Димыча! До свидания!
Воспитатель: Молодцы! Вы все отлично справились. Друзья, вам понравилось быть учеными и работать в лаборатории профессора Чудакова? Что для вас было самым интересным? Хотите ещё со мной помогать фиксикам и открывать тайны нашего тела? Тогда до новых встреч!